«Живой буду, напишу…» До сих пор не может забыть Анна Григорьевна Подрезова, жительница Преображенки, эти строчки из отцовского письма, отправленного с фронта. Оно было первым и последним: отец пропал без вести.
О своём далёком детстве жительница Преображенки Анастасия Николаевна Загваздина вспоминает с неохотой. Не было его у их поколения, война отняла…Тот страшный 1941-й принёс большую беду в каждый дом деревни Чёрной Абалакского сельсовета, где жила семья колхозника Николая Киреева. Рёв и стон стояли над деревней, когда уходили на фронт мужики. Из семьи Киреевых провожали двоих – братьев Николая и Дмитрия. Митя успел доехать только до передовой, погиб в первых боях. А потом осиротела и семья старшего брата.
Трудная и нелёгкая судьба выпала на долю труженицы тыла из Прииртышского Александры Леонидовны Плесовских. Слушаешь её рассказ и невольно представляешь бурлящую стремнину реки жизни, с крутыми порогами и ледяным холодом. Сколько испытаний и потрясений было пройдено этой стойкой женщиной! Но не сломилась, с честью прошла через уготованные ей судьбой испытания, и сегодня моя 92-летняя собеседница с доброй улыбкой встречает каждый новый день.
Нет пожалуй, ни одного дома в Малозоркальцевском поселении, откуда бы не проводили в грозовом июне 1941 своих солдат на войну. Защищать свою страну, семью и Родину, оказавшуюся в опасности, ушли на фронт 515 человек, из них 326 не вернулись.