Главная » 2020 » Ноябрь » 24 » Хранитель памяти. История культа растений В равновесии с природой
09:06
Хранитель памяти. История культа растений В равновесии с природой

По сегодняшний день в сознании сибирских татар существуют воззрения о магических свойствах растений: деревьев и кустарников. Некоторые из них являются священными, почитаемыми, а некоторые наделяются негативными характеристиками. Как правило, деревья с прямым стволом и пышной кроной обладают положительной энергетикой, деревья, которые имеют бросающиеся в глаза особенности, несут на себе печать негатива.

Истоки культа растений нужно искать в древней религии сибирских тюрков – тенгрианстве.  Эта религия даёт знание и умение чувствовать дух природы и учит жить в равновесии с ней. Согласно учению тенгрианства, вселенная представляется разделённой на Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний миры (подземный). Наиболее полно эта структура выражается в образе Мирового дерева (дерева жизни), где Верх – это крона, Низ – корни, Середина – ствол. Хозяином Верхнего мира считается Тенре/Тенгри (Тәңре) или иначе Кудай (Ҡотай) – правитель мира, небесный дух-хозяин; он выступает как защитник от злых духов, болезней и смерти. Вместе с ним Верхний мир населяют ангелы и другие добрые духи. Нижний мир населяют тёмные духи: духи болезней, смерти, обид и т.п. И, наконец, средний мир населяют люди, представители видимого мира, и духи местности – представители невидимого мира [2; 9-11]. Исходя из основ древней религии появился и сохранился до сегодняшних дней культ деревьев и вера в духов.

К почитаемым деревьям относят можжевельник, сосну, кедр и берёзу, реже ель, пихту. Некоторые деревья почитают из-за их редкости. К такой категории почитаемых деревьев относят лиственницу, которая практически не встречается на юге Тюменской области, но всё-таки её иногда обнаруживают.

По представлениям сибирских татар можжевельник оберегает жилище и людей от злых духов: его размещают в доме над входной дверью и по углам детской колыбели. Отвар почитаемого растения принимают  внутрь при сглазах и порчах. Также с можжевельником проводят ритуал очищения жилища.

Берёзе люди благодарны за тепло в домах, которое оберегает и сохраняет семейный очаг, здоровье людей. На ветвях берёзы ещё в средние века сибирские татары завязывали кусочки разноцветных тканей, оставляли монеты, а иногда даже драгоценности. Берёзовый дёготь используют для защиты от злых духов.

На территории Сибири существуют деревья, под которыми в прошлом читали молитву за покойника перед захоронением, такие деревья называют «цынаса ағац». По видовому разнообразию к ним относится сосна сибирская (кедр) и сосна обыкновенная. Примерами могут послужить священное дерево в д. Ачиры, которое находится близ кладбища (ныне во дворе библиотеки) и сосна у астаны Холуп-ата в Ялуторовском районе. Обнимая последнюю загадывают желания. Рядом с этими деревьями нельзя сорить, справлять нужду, плевать. Запрещается брать плоды кедра.

Рядом со священными деревьями устраивали моления. Существовало поверье, что вокруг этих мест обитают добрые духи, исполняющие желания, содействующие удачной охоте, избавлению от болезней и т.п. Ритуал загадывания желаний проводят обычно с участием красивых прямых хвойных деревьев с пышной кроной. Состоит ритуал из нескольких элементов: приветствие духа дерева, выражение положительного отношения к дереву, загадывание желания, принесение жертвы (хлеба, например), благодарность, прощание.

С деревьями связан ритуал исцеления. Для его реализации выбирается засыхающее дерево, желательно осина. Дерево можно обнять или опереться на него. Обращаясь к Всевышнему и к духу дерева необходимо попросить освобождения от духа болезни. Ритуал заканчивается общением со здоровым и крепким деревом других видов (берёза, кедр, сосна, пихта), которое восполнит освободившиеся от болезни пространство в теле и в ауре.

Существуют деревья со своенравными или негативными духами. Их называют «эйәле ағац» (дерево с духом) и «йелле ағац» (дерево с духом болезни). Обычно эти деревья негармоничны: обладают разветвлённым стволом, имеют торчащие ветки, были ударены молнией, имеют трещины, разломы или являются высохшими. По видовому составу это могут быть кедр, ива или тополь. Существует поверье, что к этим деревьям нельзя подходить, прикасаться, детям запрещается залазить на них, т.к. после игры на таком дереве они долго не могут уснуть, а во сне им снятся кошмары. Такие деревья известны в деревнях Катангуй, Топкинская, Тукуз, Ирек, Комарово. В последней деревне, когда многие жители болели, было принято решение вырубить «болезненное» дерево и выкорчевать. После этого люди почувствовали себя лучше.

В случае если человека всё-таки одолел негативный дух (дух дерева или иной злой дух) спасёт обережное лекарственное растение – можжевельник. С ним принимают ванны, садятся в бочку с запаренным можжевельником, а также принимают внутрь в виде чая. Состояние после подобных процедур непременно улучшается. Таким образом, деревья и кустарники могут приносить не только пользу, но и вред, в связи с этим повышается ценность знаний о культе растений.

Земфира Шарипова

 

Просмотров: 541 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0