Главная » 2022 » Август » 22 » Дню Воздушного флота России.  Взлёты и посадки Александра Батурина
11:27
Дню Воздушного флота России.  Взлёты и посадки Александра Батурина

 

 За плечами ветерана тобольской авиации,  вертолётчика, пилота 1 класса Александра Батурина почти 40 лет  безупречного служения    выбранной профессии.  Общий налёт командира воздушного судна  составляет 20 тысяч часов. Таким количеством времени, проведённом в небе, может похвастаться далеко не каждый.  Он  один из немногих  тобольских  авиаторов,   отмеченных      профессиональным знаком «Отличник  воздушного транспорта России».

Навсегда запомнил  курсант  Бугурусланского  лётного училища Батурин  слова    начальника училища  Василия Яковлевича Рузова,  который принимал у парня первый самостоятельный полёт. Он сказал коротко: «Летать будет!» Для  сибиряка они были не просто напутственным словом, а путёвкой в жизнь. А ведь всё могло сложиться  по-другому.

  …С детских лет мальчишка, выросший в простой рабочей семье, бредил небом.  Его детство прошло под горой, учился в школе №1.  Отец  был строителем, эту же профессию избрал старший брат.  А Саша,  который часто наблюдал за  крылатыми машинами, пролетающими вблизи города (в 60-е годы авиация в  Тобольском аэропорту делала стремительный шаг вперёд),   видел себя лётчиком. И летом 1968 года   после окончания школы  он  отправился в Тюмень,  подал документы в  приёмную комиссию.  Сдал необходимые экзамены, однако не прошёл по конкурсу.  Но отступать от мечты  настойчивый  тоболяк не собирался.    Пошёл работать электромонтёром в  Тобольские электрические сети.  Потом пришло время отдать долг Родине.  Служил  рядовой Батурин в войсках ПВО в   Свердловске.  После демобилизации       парень вновь подал заявление в приёмную комиссию. На сей раз, успешно выдержав конкурсный отбор,  в числе 50 счастливчиков (Александр Батурин  был в списке 48-м – действительно,  повезло!)   стали курсантами Бугурусланского лётного училища имени Героя Советского Союза  Петра Фёдоровича Еромасова.

 Будущих пилотов готовили к управлению самолётами Ан-2. После теоретических занятий   началась подготовка к практическим.   В свой первый полёт курсант Батурин отправился с инструктором  Николаем Дмитриевым,   высококлассным специалистом, мастером своего дела, который многому научил. 

А через два года, получив диплом   пилота 4 класса,  новоявленный  специалист  прибыл в Тюменское управление гражданской авиации.  Попросился, конечно, в родной Тобольск.  И с    того    памятного 1973 года  вся лётная биография      Александра Ивановича  связана с  тобольским аэропортом. В начале семидесятых  тот гремел на всю округу.  С площадки   аэропорта  поднимались  Ан-2, Ми-4, позже Ми-8. Авиация обслуживала    рыбную отрасль, выполняла рейсы по десяткам маршрутов. За день  выполняли  от 10 до 15  рейсов.   Тюмень, Вагай, Первомайка, Тукуз, Уват, Тугалово, Чебунтан – названия  некоторых    населённых пунктов  уже исчезли из обихода, а  тогда  они    регулярно принимали малую авиацию.  В тот же Лайтамак    тобольскими авиаторами выполнялся утренний и вечерний рейс, стоимость билета,     смешно сказать, была   2 рубля.

– К   работе своей  крепко тогда  прикипел, – с  доброй улыбкой вспоминает   ветеран авиации. – Если не  сделаешь   за день хотя бы два рейса, значит,   он прошёл  впустую.

 В сентябре  1978 года    командира АН-2 Батурина командировали в Кременчуг  на переподготовку на вертолёт Ми-8.   Начинал  вторым  пилотом,  а с 1981 года     введён   командиром  воздушного судна.

Многие говорят о  профессии  лётчика как о романтической. Но,  по мнению, Александра Ивановича, просто так пилотом не станешь, нужна серьёзная подготовка и постоянная работа  в течение  всей деятельности.  Наверное, поэтому в неё  шли те, кто   готов был  потратить много времени на обучение,   по сути дела, пилот учится всю жизнь, должен постоянно поддерживать   высокий профессиональный уровень.

Самые   яркие и    запоминающиеся    моменты лётной биографии  связаны у Батурина с годами  освоения и развития   Тюменского нефтегазового комплекса.   В те   далёкие уже теперь 80-е годы    тобольские авиаторы обслуживали геологов,  строителей,  нефтяников, тех, кто  строил    буровые, прокладывал  железные дороги  по крайним точкам Севера. Маршруты Ми-8, на котором бороздил воздушное пространство экипаж   командира Александра Батурина,  пролегли от  Старого и Нового Уренгоя, через Нижневартовск, Нефтеюганск  и Сургут. Север стал настоящей школой для тобольских лётчиков,  там они приобрели бесценный опыт по перевозке  крупногабаритных грузов,  стали асами в своём деле.

Были и  сложные периоды в  трудовой биографии ветерана. Вспомните начало  90-х, когда авиация осталась не удел, и первоклассные специалисты вынуждены были уйти  кто куда: одни в бизнес, другие осваивали  строительные специальности.    Но  лётчики не сдаются!   Спустя несколько лет  ситуация начала выпрямляться, и      авиация в Тобольске стала   понемногу    вставать на ноги.   Пилот 1 класса Батурин  вновь занял привычное место у штурвала.   За верность профессии и  трудовые успехи  в 1998 году он был   награждён знаком  «Отличник  воздушного транспорта России».

 В начале двухтысячных КВС Батурин выполнял миротворческую миссию в Африке. К командировке готовился несколько лет, всё-таки возраст перешагнул за 50. Ну, а затем втянулся, миссию выполнял в Западной Африке. Четыре командировки за границу – это тоже своего рода  приобретение опыта. На память об африканском периоде   работы у ветерана остался маленький макет золотого вертолётика, который сослуживцы подарили к его 60-летию.

– А что самое   трудное в работе пилота? – задаю вопрос собеседнику.

– Быть без неба, – слышу в ответ. – Я ушёл на пенсию в 2011 году  и до сих пор скучаю по  работе.

– Небо – это его жизнь, – вступает в разговор  супруга Ираида Алексеевна. –  Когда муж летал ещё на АН-2, придёт домой, скажет: 8 часов отлетал… А глаза у него просто светятся…

 Свою Ирочку, так нежно обращается муж к своей верной спутнице, он встретил в Бугуруслане. Так и не расставались с той поры.  Как удаётся сохранить баланс  между небом и семьёй?  Для заслуженного авиатора и то, и другое на первом месте. Дружно растили сыновей, теперь помогают воспитывать шестерых внуков.  Ираида Алексеевна по натуре тоже однолюб,  всю трудовую жизнь посвятила бухгалтерскому учёту, проработала   много лет  в подразделении «Строймеханизации».

Лет сорок назад, когда сыновья были ещё совсем маленькими, немного устроив свой быт, супруги Батурины, по примеру своих сослуживцев, решили обзавестись дачей.  Как строили домик, как облагораживали участок,  вспоминают теперь об этом со смехом и шутками. Но дача теперь – это их отдушина и отрада.   Первые постройки начали с саженцев ели и ёлочки в честь своих внуков, сейчас саженцы превратились в высокие  дерева. А сами хозяева с весны до поздней осени  живут здесь, облагораживают каждый клочок земли, и в ответ на   усердие и заботу   земля отвечает щедрым урожаем.

Но небо всё ещё напоминает о себе. И,  услышав рокот пролетающего над окрестностями вертолёта, старший лейтенант запаса ВВС Александр Батурин машет рукой жене: «Наши полетели!»

 Уйдя на заслуженный отдых, ветеран авиации бережно хранит  пилотскую фуражку. Надевает в особых случаях,  в основном к профессиональном датам. Ну, а в свой праздник как не примерить!  Мы сфотографировали эту дружную красивую пару, которая, кстати, через год будет отмечать золотой юбилей совместной жизни, на фоне  яблочного раздолья. И надеемся на новую встречу через год, золотая свадьба  – прекрасный повод!

 Клара Ларина, фото Алексей Гилёв           

 

Просмотров: 470 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0