Главная » 2022 » Март » 4 » Не стреляйте в белых лебедей. Культ птиц у сибирских татар
15:48
Не стреляйте в белых лебедей. Культ птиц у сибирских татар

В верованиях сибирских татар до сих пор сохранились признаки тотемизма, благодаря которому по сегодняшний день существует культ животных и растений – культы, которым раньше поклонялись, а сегодня просто почитают.

В древности каждый сибирскотатарский род, как и многие другие во всём мире, считал своим священным предком и покровителем какое-либо животное. Такое животное часто нельзя было убивать и употреблять в пищу. Однако элементы тотемного животного (хвост, коготь, зуб, рога) иногда применяли для защиты дома и представителей рода от злых духов, от сглаза и порчи. В единичных случаях современные потомки владеют информацией о тотемном животном, которая закрепилась в названии рода.

В среде сибирских татар имеется культ змеи, волка, собаки, медведя, быка и птиц. Культ животных сегодня проявляется запретом на убийство некоторых видов животных, среди них представители высшего мира, священные птицы – лебеди и журавли, и представители нижнего мира – чёрные змеи и чёрные вороны. Убийство этих животных влечёт несчастье или смерть, подобные случаи зафиксированы во многих населённых пунктах проживания коренного населения Сибири.

Сегодня мы поговорим о культе птиц.

В древности роды тюркских народов в числе традиционных атрибутов имели сәлджәрә (родословная), тамгу (личный знак собственности) и тотемное животное, среди которых были и птицы.

Для тамги использовались изображения лапок гуся или утки. Очень разнообразны роды, названные видами птиц, в Заболотье. Среди них: аҡҡош тоғом (род лебедя), торна тоғом (род журавля), ҡас тоғом (род гуся), целе тоғом (род рябчика), цыплай тоғом (одна из пород уток),  цәпце тоғом (род цапли), лыйлыйҡ тоғом (род чибиса), тилгән тоғом (род коршуна). В других районах Тюменской области также известны роды птиц.

Тобольский район (не Заболотье): өгө тоғом (род филина),       сауысҡан тоғом (род сороки), үртәк тоғом (род утки);

Вагайский район: цәүгә тоғом (род галки);

Ярковский район: сауысҡан тоғом (род сороки), үртәк тоғом (род утки), осаннар (род тетерева);

Ялуторовский район: ҡарға тоғом (род вороны), өгө тоғом (род филина);

Тюменский район: үртәкләр (род утки);

Исетский район: ҡарға тоғом (род вороны).

Напомним, что на сегодняшний день роды, названные видами зверей и птиц, часто имеют прозвищное происхождение. Но часть информантов в отношении птиц утверждают, что эти птицы для них, как духи-помощники: их образы появляются в трудные минуты (например, образ лебедя), их живые особи часто близко подлетают к представителям рода, например, во дворе рода сороки часто сидят сороки, а к представителям рода коршуна близко может подлететь и присесть рядом коршун и т.п.

В быту до настоящего времени существуют вера в необходимость беречься от злых сил. У большинства групп сибирских татар зафиксировано поверье, что от различных невзгод жилище оберегают прибитые к косяку или подвешенные на верёвку хвостовые фрагменты птиц, над люльками закрепляли лапки хищных птиц, а хозяйственные постройки и огороды в некоторых группах сибирских татар охранял специфический оберег – тушка убитой сороки.

 Вороны (ҡосҡон) воспринимаются как проводники из нижнего мира, они предвещают смерть. В Заболотье существует поверье: если чёрный ворон кружил над деревней и полетел в сторону кладбища – кто-то в деревне умрёт. Если ворон кружил и полетел в сторону соседней деревни, то в той деревне кто-то скончается. Иногда ворон кружит над конкретным домом, скорей всего, именно в этот дом в ближайшее время придёт смерть. А вот предвестницами счастья являются сороки (сауысҡан), в случае, если вы услышите их стрекотание.

Среди весенних обрядовых праздников  широкое распространение у многих тюркских народов имели «Ҡарға путҡа» или «Ҡарға туй» праздник прилёта грачей и «Паҡцар путҡа» – праздник прилёта скворцов. Считается, что на крыльях первых птиц прилетает весна, и громким криком они пробуждают природу. В благодарность жители деревень готовили кашу, которой угощали птиц и участников праздника.

Птицы – нередкие персонажи в музыкальном фольклоре. В разных жанрах фольклора упоминаются такие виды птиц, как соловей, кукушка, лебедь, гуси и утки, реже чайки и жаворонки.

Лебедь и журавль считаются священными птицами, их убийство —  очень большой грех и сулит неприятности для охотников и их семей. Образ лебедя у сибирских татар отразился в таких жанрах фольклора, как были и легенды. В одной из легенд повествуется о внезапной смерти здорового молодого человека после того, как он убил лебедя. История эта произошла с первым мужем моей прапрабабушки Кинчиной Субайты Юлташевны (1842 – 1957) в середине XIX века в Тобольском районе.

Послание белого лебедя

Легенда

В стародавние времена, когда ели были такие высокие, что макушек не видать, когда Иртыш, как море, разливался, когда стерлядь метровая ловилась, а чёрную икру большими ложками ели, когда ягоды в лесу в рот горстями сыпались, когда моя прапрабабушка Пасиля прадеда Суючбака в люльке качала, случилась эта история.

Жил-был молодой человек по имени Шафи. По любви женился, стал хозяином дома. А хозяину, ясное дело, пищу в дом положено приносить. Каждый день Шафи ловил рыбу, ягоды и шишки собирал, охотился. Однажды в лесу увидел джигит белого лебедя вблизи, обрадовался, только ружьё поднял, а лебедь человеческим голосом с ним заговорил: «Не убивай меня, а то мои дети не жить, а выживать без меня будут». А у Шафи жена как раз беременна была. Вошёл он в положение лебедя и говорит: «Ладно, лети... но чуть позже вы нам все на обед пригодитесь», – сказал и убрал ружьё.

Шло время, настал день рождения первенца Шафи. От радости молодой отец прямо в белой рубахе побежал в лес на охоту, чтобы всю деревню угостить традиционным супом с мясом и домашней лапшой. Крупная добыча, как назло, не попадалась, но вдруг видит: в небе белые лебеди летят с выводком. Обрадовался охотник, выстрелил в первого, а тот прямо на Шафи упал да крыльями обнял его. Испугался парень, как бы в него дух смерти не вселился. А лебедь человеческим голосом говорит человеку на ухо: «Теперь не только мы, но и весь род человеческий в этих местах не жить, а выживать будет». Жалко вдруг стало лебедя, да ещё другие лебеди жалостливо застонали в небе. Так и донёс он лебедя на своих руках, оба в крови. На следующий день вся деревня собралась: суп ели, радовались рождению первенца, желали долгой жизни мальчику и его родителям, а Шафи вдруг упал и умер.

С этих пор ягод в лесу меньше стало, стерлядь плохо ловится, жить в деревне не на что, дети в этих краях почти не рождаются. Дома гниют, люди чахнут от болезней, меньше радуются, чаще ругаются. Жизнь давно здесь закончилась, все выживают, как могут. Наша судьба, однако, походит на судьбу наших животных… Можем ли мы на неё как-нибудь повлиять? Можем! Как всегда, нужно начать с себя.

Кстати, белые лебеди здесь почти не летают, лишь похожие на них облака иногда спешат мимо…

   К настоящему времени отдельные сохранившиеся по традиции элементы культа животных теряют свой сакральный смысл и постепенно уходят из сознания народа. Однако народные знания, копившиеся веками, безусловно, хранят в себе мудрость, которая проявляется в уважении к природе и всему мирозданию.

Информанты :

Зульхайда Сайдуллина (Шарипова), 1966 г.р., уроженка Малого Увата, проживает в Тукузе с 1995 года.

 Рита Хучашева, 1985 г.р., уроженка Баишево, проживает в Тобольске с 2002 года.

Аптрахман Шафеевич Шафеев, 1963 г.р., уроженец Карбино, проживает в Тобольске с 1983 года.

Шарипова Земфира

фото автора

Просмотров: 525 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0