Главная » 2021 » Июнь » 21 » Владимир Якушев: «Заказчик – бизнес. Власть должна на заказ реагировать»
17:53
Владимир Якушев: «Заказчик – бизнес. Власть должна на заказ реагировать»

Фото: Игорь Черепанов, РБК Екатеринбург
Инвестрейтинг регионов, КРТ и ориентация на запросы бизнеса. РБК Екатеринбург публикует большой разговор с полпредом президента РФ в УрФО Владимиром Якушевым по итогам Петербургского международного экономического форума. Сразу несколько сессий на ПМЭФ было посвящено агломерациям, мегаполисам и пространственному развитию нашей страны. У многих заблуждение, что в стратегии пространственного развития весь инвестиционный ресурс мы направим в крупные города, а все остальное просто бросим. Федеральное правительство не ставит так вопрос. Речь идет о том, куда нужно направить больше инвестиций.

Новые инструменты, которые запускает правительство, – инфраструктурные кредиты (500 млрд рублей на 85 регионов) или инфраструктурные облигации – это деньги, которые нужно возвращать, и с процентами.

Моя позиция: поскольку деньги возвратные и платные, вложить их следует в проекты, с которых средства вернутся быстрее. Федеральный бюджет станет больше, и другие территории получат развитие за счет дополнительных инвестиций.

Инвестиционная машина должна раскрутиться в III-V квартале 2021 года

Уральский федеральный округ – это более трех триллионов рублей инвестиций по итогам 2020 года. По сравнению с другими регионами Российской Федерации мы прибавили.

В этом году все не так хорошо – пока мы имеем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 84,1%. Год непростой – пандемия, но ничего страшного. Учитывая сезонность, а капитальные вложения делают, как правило, в третьем-четвертом квартале, надеюсь, что инвестиционная машина раскрутится и мы наверстаем.

По объему инвестиций мы занимаем второе место после Центрального федерального округа. Но там 39 миллионов человек населения и больше регионов. У нас шесть субъектов и 12,2 млн человек. Поэтому на тысячу проживающих объем инвестиций у нас гораздо выше.

Главные показатели национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах (составляется АСИ при участии ведущих деловых объединений страны, – прим. ред.) связаны с опросами предпринимателей. Очень важно, что они говорят: про барьеры, контакт с руководством регионов, работу инвестиционного совета и насчет того, насколько его решения отвечают запросам предпринимателей. По этим вопросам наш округ смотрится достаточно неплохо.

Чтобы привлечь инвестиции на территорию, нужно начинать с заинтересованности местных властей – не на словах, а на деле. Когда есть финансы на поддержку предпринимателей, но получить их бизнесу сложно (нет региональных институтов развития, помощи со стороны властей или квалифицированных специалистов), инвестор никогда не придет.

Если инвестор приходит в мэрию, говорит, что хочет открыть гостиницу или ресторан, но не видит отклика от чиновников, вряд ли он будет запускать бизнес.

Плюс мы должны иметь для инвесторов запас площадок с коммуникациями за небольшие деньги. Такой набор должен быть в каждом муниципалитете. У нас зачастую во время присоединения к сетям начинается хождение по мукам – какие-то безумные деньги, которые сразу убивают весь интерес к проекту.

Необходимо умение слышать и слушать, а главное – реагировать на запросы бизнеса. Может быть масса статистических показателей, но если сам предприниматель говорит, что ему работать в субъекте некомфортно, мы ничего не сделаем, хоть как выправляй статистику. Это очень важный момент, здесь вопрос коммуникации, прямой работы с предпринимательским сообществом.

Если нам не хватает финансового ресурса, мы должны перекрыть это интеллектуальным и организационным – там запас огромный. Выстроенные процессы, правильные и вовремя принятые решения, уменьшение барьеров – это же не требует денег. Это общение, понимание, что хочет заказчик. А в данном случае заказчик – бизнес. Власть должна отреагировать на его заказ и найти решения.

Расширять перечень льгот можно, но лучше сначала довести до совершенства существующие меры поддержки

В интернете есть видео с выступлением Анастасии Татуловой (владелица сети кафе «АндерСон», – прим. ред.). Она говорит, что сегодня так много всего делается для предпринимателей, что они не успевают с этим разобраться. И президент заявил о достаточно большом портфеле [мер поддержки].

Конечно, можно еще эти льготы расширять, но давайте доведем до совершенства то, что у нас уже есть. В регионах помощь малому и среднему бизнесу предусмотрена немалая. Эти механизмы нужно отшлифовать до состояния, когда возможность их применения не зависит от настроения конкретного чиновника, все работает на автомате, без субъективного принципа. Этого более чем достаточно.

В УрФО развит и промышленный туризм, и деловой, есть очень богатое историческое наследие. Свердловская и Челябинская области – красивые памятники, монастыри, своя история, история царской семьи, царский маршрут. Зимой востребованы челябинские горнолыжные курорты, они уже получили мировое признание.

Тюменская область – это и сама Тюмень, и Тобольск с его богатейшим историческим наследием. Это и мощнейший нефтехимический комплекс, который сам может быть достопримечательностью. Для тех же вертолетных экскурсий – посмотреть на этот завод с воздуха.

Этнотуризм – это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Дни оленевода на Ямале пользуются популярностью – огромное количество туристов приезжает со всей страны. Еще одна интересная тема – объекты ТЭК на севере, которые строили стройотряды. В каждом субъекте есть министры строительной сферы, которые в студенчестве ездили на эти объекты в Ханты-Мансийский АО и на Ямал. И все говорят: «С каким удовольствием мы бы приехали навестить эти места».

Нормативную базу по комплексному развитию территорий подготовили три региона УрФО

Комплексное развитие территорий – это когда берется конкретный квадрат с аварийными и устаревшими домами, которые завтра станут непригодными для проживания. Нужно прописать, что это за дома, их этажность и износ – это сам субъект определяет.

Потом делается нарезка территорий, разрабатывается финансовая модель, проводятся торги, определяется инвестор. Заключается соглашение, где есть сроки, инвестиции и, самое главное, зафиксировано, куда переселят людей. И только после этого территория отдается под застройку.

Чтобы запустить эти проекты, необходимо принять нормативные документы на уровне субъектов. Это сделали уже три региона: Ямал, Курган и Югра. Остальные завершат работу в ближайшее время.

После принятия всех подзаконных актов начинается работа с конкретными проектами. Здесь также много составляющих: инвестор, территория, население. Расселить аварийный фонд, построить жилье, создать современную комфортную среду, обеспечить доступную транспортную инфраструктуру. Тщательно должна быть рассчитана финансовая модель, чтобы не было такой ситуации, когда у инвестора из-за излишне взятых на себя обязательств не хватит ресурсов.

Социальный аспект – люди, финансовый – инвестор. Между ними должны встать муниципальные и региональные власти.

Проекты под КРТ есть во всех регионах Уральского федерального округа, субъекты над ними работают. Стоит задача к концу года «сложить» все эти проекты. В то же время излишняя спешка в этом вопросе ни к чему: главное – сделать качественно.

Произошел большой скачок по количеству зарегистрированных безработных. Если перед пандемией у нас было около 60 тысяч безработных, то на пике безработицы – в октябре 2020 года – мы насчитывали уже 300 тысяч. Сейчас их около 120 тысяч. Есть поручение президента: на первое октября мы должны выйти на показатель по количеству занятых в экономике, который был в допандемийный период.

Здесь нужно работать по нескольким направлениям. Во-первых, непосредственно с работодателями – они не всегда заинтересованы давать свои вакансии центрам занятости. Во-вторых, нужно повышать компетенции сотрудников центров занятости. Часто туда приходят люди, которые действительно находятся в непростой жизненной ситуации. До пандемии многие даже представить не могли, что станут безработными. Им на первом этапе нужна не столько помощь в поиске работы, сколько психологическая поддержка – установка на то, что ситуация решаема. И сотрудники центров занятости должны это чувствовать и правильно реагировать.

У нас похожее было и в 2009 году (кризис 2008 года), и в 2014 году (санкции), был резкий рост безработицы. И это проходили все регионы без исключения. Все отрабатывали тогда с центрами занятости, все прекрасно понимают, что необходимо делать. Главное – засучить рукава и работать.

Подробнее на РБК:
https://ekb.rbc.ru/ekb/interview/21/06/2021/60c9e9159a794779f12140fa?from=from_main_4

Просмотров: 206 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: