Главная » 2021 » Апрель » 13 » Наши юбиляры.  Хранитель  истории Горок
15:50
Наши юбиляры.  Хранитель  истории Горок

Нет уже на карте Тобольского района  названия этого населённого пункта, в годы укрупнения колхозов Горки    присоединили  к  центральной усадьбе.  И теперь о  некогда  красивой деревушке,  стоявшей  на пригорочке на левом берегу Иртыша неподалёку от  Овсянниково, напоминает улица Нагорная , на которой сохранилось несколько построек.  

 Там, в Горках, и  появился  восемьдесят лет назад на свет   наш скромный юбиляр Андрей Аверьянович Зырянов, ныне житель Санниковского поселения.  На его  долю, как и большинства   мальчишек из   предвоенного поколения,   выпали   тяжёлые испытания,  трудные жизненные  дороги.  Но   о былом    вспоминает Андрей Аверьянович, сын  погибшего на фронте солдата, с удивительной теплотой  и  блеском в глазах.

- Наверное, ещё мальчонкой я    получил   большой  заряд любви  от  родной земли,     дорогих мне людей, -  говорит он, и светлая улыбка озаряет лицо  собеседника, -  хотя     это  были   ох какие  нелёгкие  годы… И это чувство не покидало меня  в дальнейшем,   помогало в трудные моменты, направляло, давало силы. Не зря же   есть мнение, что  человек силён     своими  корнями.

Именно эта любовь к малой родине  и   подвигла  Андрея Аверьяновича    около десятка лет назад  взяться за перо и    начать писать  стихи. В первых поэтических строчках он      рассказывал о  босоногом  военном  детстве, любимых уголках   деревушки,    своих односельчанах и  людях, с которыми  сводила  его судьба на дорогах жизни.   За простыми,     бесхитростными , порой по детски-наивными строчками его  поэзии  открывался человек с богатой душой,  умеющий замечать   красоту в малом, не лишённый чувства юмора и      позитивного взгляда  на окружающий мир.  После первого сборника «Сенькин кедр» последовал второй - «Белый мыс».  А к своему  юбилею -  5 апреля    Андрею Зырянову  исполнилось 80 лет -       сельский  поэт сделал  себе, пожалуй, самый    дорогой подарок. Вышла из печати очередная книга, которую он назвал «Деревенька моя», и посвятил   родным Горкам,      проживавшим в ней людям.  Эту мысль он вынашивал несколько лет, и вот   наконец сумел реализовать.  В каждой строчке нового литературного труда -  поэтической или  повествовательной -  ощущается      радость узнавания  жизни,    гордость за малую  родину  и сельчан,  стремление  познакомить с   людьми,  которые   чем-то удивили.

Стёжки-дорожки к детству ведут

- Я появился на  свет перед самой войной шестым ребёнком, заскрёбышем, как говорила моя  бабушка  Парасковья, - не удержался  юбиляр от нахлынувших воспоминаний. -  Отца Аверьяна Ивановича, колхозного бригадира,   в 42-м призвали на фронт.   Какими дорогами    войны прошёл отец, доподлинно  узнать не смогли.  Из того, что добыли, известно, что  стрелок Зырянов   служил сначала в запасном резервном  Степном фронте,   был переброшен под Курск, затем в составе армии   маршала Малиновского  освобождал  Венгрию, Чехословакию. Отец погиб  8 апреля 1945 года, когда до окончания войны оставался  ровно месяц…

 Как  пережила войну  моя мама,  одна с шестью пацанами на руках -  другой рассказ… Я себя   начал помнить где-то  с четырёх-пяти годков… Сижу  в пустой избе…  Сначала   понемногу забираюсь на стол, оттуда на окошко и,    уткнувшись в стекло,      повторяю одно: «Мама, приходи домой».  А она  потом рассказывала, что  видела меня только  спящим. Днём на колхозных работах, ночами   приходилось дежурить на току. Доставалось маме: и  по хозяйству надо было управиться,  одной картошки  сажали по 25 соток, и   ребятишкам   поесть приготовить.  Всех обстирывала, обшивала вручную,   по портновскому делу она  слыла мастерицей.

 А какой голос у неё был… Мама-то из   семьи, где пели. Деревенские вспоминали, что голоса дочерей Евгения, отца мамы,   издалека   можно было распознать - сильно, красиво  пели.

    Мне, мальцу, тоже нашли работу…

Моя первая работа

Канула давно в века,

За воротами  смотрел,

Открывал туда-сюда.

Хоть годков мне было мало,

Я не прятался в кусты,

Мать полоску дожинала,

  А я таскал в суслон  снопы…

Трудности военного времени     как-то не замечались  нами.   Свою     энергию мы выплескивали на улицах, в играх. А вот старшим  моим братьям пришлось тогда немало хлебнуть…  На целый месяц уходили они  на сенокос в Заболотье,   работали на жаре и гнусе, жили в шалаше… Вся работа вручную: литовка да волокуша…  А когда промерзали болота, вывозили сено до последнего санного  пути на фермы. Пока доберутся до дома, один воз сена уходил на корм  лошадям, потому как ездили  на нескольких подводах, как минимум  два-три на одного извозчика. 
Вспоминая, как     добывали мы тогда дрова, невольно представляю   себя  как мужичка  из поэмы Некрасова… Давали  лошадь или быка, и каждый старался привести лишний кряж, а сами пешком шагали за возом не одну версту, да чтобы не замёрзнуть. Одежонка – заплата на заплате, всеми ветрами продуваемая…  Сначала надо было натоптать след  к  деревьям, да чтобы пень не попал под сани.  Иначе придётся воз перекладывать… Потом обиходить подводу,  привязать лошадь.  Трудов и сил    затрачивалось  немало, чтобы  привезти  брёвна домой.

 Путёвка в жизнь

 Её и мужское наставление       выпускник  Тобольского ремесленного училища, новоиспечённый  рулевой-механик  Андрей Аверьянов получил у мастера Якова Дмитриевича Южакова.  Когда ходил по водам Иртыша и Оби на  пароходе «Сталинобад» Черлакской РЭБ  флота,  пареньку покровительствовали  первый штурман Пётр Акимов и его жена  Мария, добрейшей души люди.

  В  начале 60-х  позвала    «труба». И   новобранец из сибирской глубинки   оказался  в школе сержантского состава в Петрозаводске.  Полгода   солдатской науки выдержал   с честью.  Но вот о том, где    будут нести армейскую службу,   новички и знать не знали.   Пока однажды их не   погрузили в эшелон и не  отправили  в часть,  стоявшую в городе Плисецке.

 Под завесой секретности

 1950-60 годы вошли в  историю СССР, как   годы освоения  космоса. Но разве мог   деревенский мальчишка  представить, что  ему     посчастливится увидеть не только    старт первой ракеты, которая     выйдёт в открытый космос, но и  наблюдать своими глазами  подготовку к  этому  мирового значения  событию, стать очевидцем  события…

Воспоминаний о тех днях осталось немного, и вот что  рассказывает о них Андрей Аверьянович:

Волею судьбы с 1961 по 1964 годы я нёс службу в ракетных войсках и стал очевидцем  пуска ракеты «Восток-29». Именно ракета этой системы вывела корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на  борту на околоземную орбиту.   Чтобы поднять  махину весом в 45  тонн, уходило более 300 топлива на одну заправку.

 Когда приехали на космодром Байконур,   увидели открытую степь,   усыпанную цветущими тюльпанами, островками ковыля.  И не подозревали, что    под землёй  находится  настоящий город.  Но когда тепловоз   прицепил  наши девять  цистерн  и подкатил к неприметному бархану, он  буквально на наших глазах   исчез  в нём… Можно  представить удивление  солдат, когда из  него  начал выходить обслуживающий персонал!

  А затем словно земля под ногами дрогнула!  В какой момент из  центра «бархана»   появилась ракета,  никто  не уловил.  Но когда она в полный рост оказалась перед нашим взором,  звук, бьющий по ушным перепонкам, просто оглушил всех.  С открытыми   ртами мы во все глаза наблюдали эту  картину: махина в полном смысле слова рывками оторвалась от земли правее от нашего железнодорожного состава.  И чем выше  она  поднималась, тем страшнее  становилось … В какое-то мгновение казалось, что ракета    летит прямо над нами. Полёт проходил  в вертикальном положении до отрыва первой ступени, потом траектория полёта изменилась. Лишь на линии  горизонта    наблюдали   отделение второй ступени.

 Меня, как и  всех  сослуживцев, очевидцев тех   событий, долго не покидало чувство гордости за Родину и  русского парня, нашего современника, лётчика-космонавта Юрия Алексеевича  Гагарина - первооткрывателя и покорителя   космоса.

Чувство Родины

  Вернувшись из армии, бывший ракетчик решил осваивать новое дело,  устроился монтёром.   С товарищами обслуживал  проводную теле-радиосвязь от Тобольска до Байкалово, работал в Уватской и Вагайской зонах.

   О том, как сложился  семейный союз Зыряновых , можно написать отдельную поэму.    Он учился с Наденькой  Шумиловой в одном классе.   Их дружба в 7 классе с годами переросла в  крепкое чувство.  Правда, им пришлось пройти долгую проверку временем, почти восемь лет!  Андрей  плавал по рекам,       выполнял солдатский долг.  А Надежда Максимовна, окончив Тобольский пединститут, уехала  по распределению в Нижнетавдинский район.  Находясь за тысячи вёрст друг от друга, они писали        письма, которые до сих пор хранятся в семейном  архиве  Зыряновых.

Вернувшись со службы,       Андрей   с солдатским чемоданчиком     первым делом заглянул к невесте.  Весной 1965 года они  расписались, и вот уже более  полувека  идут по жизни вместе.   За своей любимой   супруг переехал в Санниково, где Надежда Максимовна  несколько десятилетий преподавала в местной школе математику.  Многие  ученики  побаивались её - за строгость и уважали - за крепкие знания и любовь к предмету.

 Уйдя на заслуженный отдых,  эта  красивая  пара ведёт активный образ жизни.  Приходят в школу,       не пропускают         мероприятий в сельском библиотечном филиале, не зная покоя,   облагораживают    усадьбу,  трудятся на   участке.  Оба любят лес,   знают все тропинки,  помнят     приметные уголки.  А ещё рады всегда    гостям, которые наведываются в дом к Зыряновым,  в чём в очередной раз   смогли мы убедиться на своём примере.

 Впрочем,       став уже  почти коренным жителем села Санниково, Андрей Аверьянович   не забывает о своей малой родине. Ведь каждому человеку свойственна тяга к    земле предков.   Приезжая на встречи с одноклассниками и    знакомыми, старается заглянуть   на улочку  исчезнувших Горок, которая  приобрела сегодня более современный вид.  А перед глазами, наверное,  встают  Сенькин кедр, разделяющий  деревни Горки и Тренину,  огороженные жердями и плетнём  поля,  здание конторы-клуба,  овчарня, конный двор, зерносклад, кузница, где когда-то жизнь кипела…  Со временем    появился интерес к своей родословной, которой, оказывается,  уже более  4 веков.       А  основателем рода  является его далёкий прадед- тёзка   Андрей Зырянов, 1710 г.р.   Предки   занимались землепашеством,  плотницким делом,  служили Отечеству, и это передавалось из поколения в поколение.

 Нет уже на карте  деревушки Горки. Но  хорошо, что есть ещё  такие подвижники и   хранители её  истории, как Андрей Аверьянович, который   сохранил  память о ней для      новых поколений   сибирского рода Зыряновых.

 Клара КУТУМОВА, фото  Тимура КАРЫМОВА        

Просмотров: 594 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0