Главная » 2019 » Март » 28 » 2019- Год театра в России
15:32
2019- Год театра в России

«Любите ли вы театр, как я люблю его?- спрашивал Виссарион Белинский. Нет, конечно,  каждый любит его по-своему. У каждого человека  с ним связано  что-то своё, сокровенное.     Международный  день театра, который отметили вчера, - это  прекрасный повод  вернуться в  далёкие  1960 годы,  в  наше детство, когда с замиранием сердца ждали мы, ребятишки,   каждый  поход в  деревянный теремок.

 … Он напоминал дворец из сказки - с его замысловатой архитектурой, башенками шпилями на крыше, затейливыми вензелями на наличниках окон. Нам, детям, поход в этот храм красоты  и чего-то невероятного, что непременно должно было в нём случиться,  запоминался  надолго. А начиналось всё с вешалки-раздевалки, где у тебя  вежливо брали пальтишко и уличную обувь , и взамен давали в руки  номерок.   Мы ходили в театр с нашей «классной», знаменитой тобольской театралкой, оставшейся поклонницей   театрального искусства многие-многие годы,  Ниной Петровной Колмаковой,  или с подружками.

 Как мы любили зеркальный зал с колоннами и паркетным залом! Переобувшись в туфли, нужно было идти по нему с  великой осторожностью, так он блестел. Играл оркестр, взрослые кружились в парах.   А дети проводили время по-своему,    можно было идти от одной зеркальной колонны к другой и рассматривать  себя  с головы до ног. А ещё    разглядывать портреты артистов, узнавая их по ролям в спектаклях.  Или поднять глаза вверх в зрительном зале и долго любоваться  огромной  люстрой с множеством хрустальных подвесок. Поэтому  детвора  стремилась занять места на втором ярусе,  на балконе. Сидеть в ложах нам было ещё не по статусу, но если удавалось, это было счастьем!

 Не меньшим счастьем и чудом было увидеть  театр по «ту сторону занавеса».   А там, оказывается, был простой деревянный пол, местами некрашеный. Большой репетиционный зал и небольшие помещения  неизвестного для меня предназначения.  За сценой вился клубок из проводов,  верёвок, какого-то  реквизита, кулис, в которых можно было запросто заблудиться. Всё это  посчастливилось увидеть во время подготовки и проведения отчётного концерта родной школы №12, ведущей которого я  однажды была  вместе с одноклассником  Сашей Швецовым.

 В те времена  отчёты о состоянии работы школьной  самодеятельности  проводились ежегодно. Сначала все школы демонстрировали это в театре при большой авторитетной комиссии. Позже право  выступать на  театральной сцене стали предоставлять  только средним школам,  а восьмилетние приглашали своих зрителей в различные клубы, благо тогда их было немало.  Основная  борьба за первенство шла между  «первой» и «тринадцатой» школами, и мы  старались всеми правдами и неправдами  попасть на такие отчёты.  Там можно было  и услышать  оперу «Мойдодыр» в исполнении  учеников, увидеть сцены из балета «Лебединое озеро», где главную роль исполняла одна из дочерей известного в Тобольске педагога Александра Гилевич. Современным тоболякам и особенно приезжим трудно представить, что такое было  в нашем  захолустном, как они выражались, городке.  Но надо помнить: Тобольск - город с глубокими театральными корнями.

 Что запомнилось из репертуара того времени? Почему-то больше пьесы по А.Н. Островскому: «Свои люди - сочтёмся!», «Гроза», «Бесприданница», видимо  в те времена театр больше тяготел к классике.  А ещё с театральной сцены  звучали  для меня чарующие аккорды известного гитариста А.М. Иванова-Крамского. Театр был  местом встречи со знаменитостями. Мама с папой, например, в своё время встречались там с Мелитоном Кантария и Михаилом Егоровым, водрузившими на рейхстаге в Берлине знамя Победы. Там же проходили городские торжественные мероприятия, конференции,  партийные  пленумы.

И наше детство было украшено театром.  Уходить после спектакля не спешили - не хотелось расставаться  с бархатными креслами, «вкусным» буфетом, звучащей музыкой. Не хотелось расставаться со сказкой…

 Татьяна Нагибина     

Просмотров: 730 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0