15:32 2019- Год театра в России | |
«Любите ли вы театр, как я люблю его?- спрашивал Виссарион Белинский. Нет, конечно, каждый любит его по-своему. У каждого человека с ним связано что-то своё, сокровенное. Международный день театра, который отметили вчера, - это прекрасный повод вернуться в далёкие 1960 годы, в наше детство, когда с замиранием сердца ждали мы, ребятишки, каждый поход в деревянный теремок. … Он напоминал дворец из сказки - с его замысловатой архитектурой, башенками шпилями на крыше, затейливыми вензелями на наличниках окон. Нам, детям, поход в этот храм красоты и чего-то невероятного, что непременно должно было в нём случиться, запоминался надолго. А начиналось всё с вешалки-раздевалки, где у тебя вежливо брали пальтишко и уличную обувь , и взамен давали в руки номерок. Мы ходили в театр с нашей «классной», знаменитой тобольской театралкой, оставшейся поклонницей театрального искусства многие-многие годы, Ниной Петровной Колмаковой, или с подружками. Как мы любили зеркальный зал с колоннами и паркетным залом! Переобувшись в туфли, нужно было идти по нему с великой осторожностью, так он блестел. Играл оркестр, взрослые кружились в парах. А дети проводили время по-своему, можно было идти от одной зеркальной колонны к другой и рассматривать себя с головы до ног. А ещё разглядывать портреты артистов, узнавая их по ролям в спектаклях. Или поднять глаза вверх в зрительном зале и долго любоваться огромной люстрой с множеством хрустальных подвесок. Поэтому детвора стремилась занять места на втором ярусе, на балконе. Сидеть в ложах нам было ещё не по статусу, но если удавалось, это было счастьем! Не меньшим счастьем и чудом было увидеть театр по «ту сторону занавеса». А там, оказывается, был простой деревянный пол, местами некрашеный. Большой репетиционный зал и небольшие помещения неизвестного для меня предназначения. За сценой вился клубок из проводов, верёвок, какого-то реквизита, кулис, в которых можно было запросто заблудиться. Всё это посчастливилось увидеть во время подготовки и проведения отчётного концерта родной школы №12, ведущей которого я однажды была вместе с одноклассником Сашей Швецовым. В те времена отчёты о состоянии работы школьной самодеятельности проводились ежегодно. Сначала все школы демонстрировали это в театре при большой авторитетной комиссии. Позже право выступать на театральной сцене стали предоставлять только средним школам, а восьмилетние приглашали своих зрителей в различные клубы, благо тогда их было немало. Основная борьба за первенство шла между «первой» и «тринадцатой» школами, и мы старались всеми правдами и неправдами попасть на такие отчёты. Там можно было и услышать оперу «Мойдодыр» в исполнении учеников, увидеть сцены из балета «Лебединое озеро», где главную роль исполняла одна из дочерей известного в Тобольске педагога Александра Гилевич. Современным тоболякам и особенно приезжим трудно представить, что такое было в нашем захолустном, как они выражались, городке. Но надо помнить: Тобольск - город с глубокими театральными корнями. Что запомнилось из репертуара того времени? Почему-то больше пьесы по А.Н. Островскому: «Свои люди - сочтёмся!», «Гроза», «Бесприданница», видимо в те времена театр больше тяготел к классике. А ещё с театральной сцены звучали для меня чарующие аккорды известного гитариста А.М. Иванова-Крамского. Театр был местом встречи со знаменитостями. Мама с папой, например, в своё время встречались там с Мелитоном Кантария и Михаилом Егоровым, водрузившими на рейхстаге в Берлине знамя Победы. Там же проходили городские торжественные мероприятия, конференции, партийные пленумы. И наше детство было украшено театром. Уходить после спектакля не спешили - не хотелось расставаться с бархатными креслами, «вкусным» буфетом, звучащей музыкой. Не хотелось расставаться со сказкой… Татьяна Нагибина | |
|