Главная » 2019 » Февраль » 22 » Земная философия покорителя неба
16:39
Земная философия покорителя неба

Путь к мечте не бывает лёгким, нужно ставить цель и идти к ней -

  в этих словах земная философия бывшего военного лётчика Виктора Кадочникова.

 Виктор Васильевич - человек известный в Тобольском районе. Когда-то он стоял у истоков   местного предпринимательства. Чтобы найти свою нишу в бизнесе в непонятные и непростые постперестроечные 1990-е, требовалось немало усилий, упорства, в определённом смысле слова мужества.  Пришлось  пройти  через невозможное. Сегодня детище Кадочникова - ООО «Гарант ЛТД», предприятие, занимающееся  придорожным сервисом, крепко стоит на ногах, бразды  правления отец передал сыну Василию.

Жители села знают Виктора Васильевича не только как инициативного, энергичного и талантливого руководителя. Депутата сельской думы Кадочникова его избиратели уважали за готовность  выслушать человека, откликнуться по первому зову, неравнодушие и искреннюю заинтересованность, в судьбе, умение найти  выход из порой казалось бы неразрешимых ситуаций. Он и сегодня,  возглавив районную думу, стремится услышать  каждый запрос:  чтобы человек, обратившийся за   решением своей проблемы мог рассчитывать на   поддержку и помощь.

 Впрочем, сегодня мне хотелось отступить от правил и  повести разговор с моим собеседником не как с руководителем    думы, а как с человеком общественного признания, который ведёт большую работу по военно-патриотическому воспитанию школьников и молодёжи,  неравнодушного  к  выбору  нравственных ориентиров вступающего в жизнь  поколения. Чем он  удивительно похож на   героя из книги  Каверина «Два капитана» полярного лётчика Саню Григорьева. И тот и другой с малых лет  бредили небом, и  достигли своей мечты.

- Откуда же у мальчишки из  сибирского леспромхозовского посёлка, где в 60-х годах самолёты были ещё редкостью, появилось желание покорить небо? Расскажите о ваших истоках.

  -Практически вся жизнь моих родителей была связана с лесной промышленностью.  Судьба бросала их из одного  посёлка в другой. Одно время мы жили в деревне Боровое Вагайского района, потом переехали в посёлок Надцы, где был большой леспромхоз.  Там я оканчивал 6-7 классы. Вскоре директора леспромхоза, уважаемого человека, получившего звание Героя Соцтруда,  перевели в посёлок Междуреченский Кондинского района. Он пригласил на работу моих родителей. Так мы оказались в Междуреченском, где я окончил 10 классов.

С удовольствием вспоминаю о школьных годах.  Где бы ни учился, в нас вкладывали прочные знания. У нас в классе была группа, человек 5-6,  которые увлекались математикой. Бывало, на уроке успевали решить все задачки и выполнить дополнительные задания. Поэтому при поступлении в лётное училище у меня  никаких проблем не было с математикой.

Почему стал именно лётчиком?  Наверное, под впечатлением  рассказа, услышанного от отца-фронтовика. Он призывался на фронт в 1942 году из Голышманово.  Новобранцев довезли до Бийска, где   вывели из вагонов.  Тут  спрашивают: «Кто бы хотел служить в авиации?». Ну, папа и вышел вперёд. Он был физически развит, в  16 лет весил 96 килограммов, крепкого телосложения, чем очень гордился. Тогда   многие мечтали об авиации,  на всю страну гремели имена Чкалова и других лётчиков. И  желание отца  было понятно.  Но взяли только     ребят, имеющих  семилетнее образование, а у отца была лишь начальная школа. Впоследствии он узнал, что все, кто прошёл отбор, погибли.  Это эпизод из отцовской военной биографии  запал в душу. 

- И я начал готовить себя к лётной профессии.  Мы тогда все  занимались спортом, ставили перекладины. Я собрал даже простое приспособление, чтобы  тренировать вестибулярный аппарат. Когда боролся со сверстниками и побеждал,  все говорили, что это потому, что у меня маленький вес.

В лётное училище мы планировали поступать со своим другом, но он заметался между гражданским и военным учебным заведением, потом совсем передумал. В итоге я отправил   заявление в Барнаульское высшее военное училище. Мне повезло:  оно попало, что называется, в десятку. Ответ пришёл быстро, что я поступаю по свободному набору, и мне следует явиться в военкомат. А дома пришлось  выдержать нелёгкий разговор. Мама - в слёзы,  ей хотелось, чтобы я стал директором школы или хирургом ( это уважаемые люди в нашем посёлке). «Что ты плачешь?- вмешался отец.- Лучше дай ему денег, туда и обратно, а там видно будет».

 

Но напрасно плакала мама. Её младший сын, успешно выдержав вступительные экзамены, пройдя  жесткий конкурс (на одно место претендовали семь    абитуриентов)  был зачислен.

 - Расскажите  немного о своих  родителях.

-  Они очень скромные люди, из тех, кого  называют трудоголиками. Отец Василий Иосифович  прошёл войну,  побывал в плену, службу закончил в Германии.   Мама Любовь  Ивановна – грамотный человек, работала бухгалтером . На ней держался дом.  Не помню, когда она ложилась  спать, а утром, чуть свет, мама хлопотала уже у стола.  Нас, детей -  старших сестёр Галину и Людмилу и меня,  родители приучали к трудолюбию, доброте, честности.  Вспоминаю один случай. Однажды я принёс домой  игрушечный самолётик, взял, потому что понравился,  так мама заставила   вернуть.  Лучшие  качества характера - ответственность, уважение к людям, доброта, порядочность - это тоже воспитывалось в семье. И за эту школу  мы благодарны  дорогим родителям.

- Как складывалась  военная карьера лётчика Кадочникова?

- Когда я поступил в училище, папа от души радовался. Что касается моей службы,   удача не оставляла меня ни разу.  Попал я в Прибалтику,  в Поневежескую дивизию. Меня, новичка, сразу же направили на переучивание в Кривой Рог.  В течение двух с половиной месяцев осваивал АН-12,  это уже военно-транспортная авиация.  Потом полк наш пересел за переучивание на  Ил -76.  Я поехал в числе первых на учёбу в Иваново.  И почти сразу первое ответственное задание. В составе экипажа   майора Линника  было доверено  перегнать первый самолёт Ил-76 .  Тогда был снят  документальный фильм, где запечатлены кадры, как   садится  первый самолёт, и наш экипаж за штурвалом.

В начале 1980-х годов   был  издан приказ главнокомандующего военно-транспортной авиации о необходимости омолодить  командиров экипажей.  Ввели   возрастной ценз -  до 25 лет. Я как раз попал под этот приказ.  Одним словом, в 25 лет  меня поставили  командиром Ил-76, такого раньше в  авиации не было.

 Потом  попал в Брянскую область, где базировался отряд Ил-76, там работали четыре  экипажа. В конечном итоге я стал   командиром отряда управления на самолётах Ил-76.  Мы выполняли полёты по перевозке  руководящего состава, делали разведку погоды,  совершали  поисково-спасательные полёты на А-124. В 1983-1984 годах  вылетал в Афганистан.   Там мы в  основном занимались  перевозкой личного состава и боевой техники на афганские аэродромы в  Кабуле, Баграме, Кандагаре и Шиндане.  Полёты для  лётного состава были сложными, потому что американцы  снабдили душманов стингерами. Поэтому нашим лётчикам пришлось полностью изменить схему захода на аэродромах. Честно скажу, приходилось работать на мастерстве, выручало обострённое  чувство ответственности.   А ещё то, что мы у себя на аэродроме отрабатывали  по нескольку раз технику заходов

 Военной авиации  я посвятил в общей сложности 17 лет, и считаю, что это было золотое время.  Ведь если достиг  мечты,  сумел стать профессионалом в своём деле -  ты  счастливый человек.

   - Как,    несмотря на  сегодняшнюю  очень загруженную  вашу жизнь,  вы    умудряетесь   вести  патриотическую работу  в школах Тобольского района.  Благодаря вам   сельские школьники познакомились с героем России летчиком Владимиром Шарпатовым.  Вы организовали встречу  с настоящими космонавтами.     Присутствуя на встречах детей  с ними, я видела, как реагируют ребята на  живое общение с  интересными людьми.  Мне кажется, что именно после таких бесед, особенно в последнее время,   выпускники школ всё чаще стали задумываться о выборе лётной профессии, хотя  несколько последних десятилетий  намечался спад в лётные училища.   Вы сами  получаете какое-то удовлетворение от этой беспокойной общественной деятельности?

- К сожалению, за последние годы замечаешь, что  в обществе утрачены   многие ценности,  на которых воспитывались предыдущие поколения. И  здесь, конечно, важным воспитательным моментом являются вот такие  встречи.  Мы объехали практически большинство школ. И если на  первых  уроках мужества   ребята только слушали, то сейчас    они буквально засыпают   гостей своими вопросами.  Приятно видеть, что    они задумываются над многими серьёзными вещами,  высказывают своё отношение.    В этом самый большой плюс нашей работы.   В 2019-м тоже планируем новые встречи.   В марте    на традиционный кубок «Гаранта ЛТД» приглашены   три Героя России  из УФО. Думаю, что    встречи с ними дадут  школьникам пищу для размышлений о   патриотизме и долге,  осмыслении своего места  в жизни.

Клара КУТУМОВА     

Просмотров: 829 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0