09:08 Дню речника. У руля своей судьбы | |
День работников морского и речного флота, который страна отметит в предстоящее воскресенье, заслуженный работник речного транспорта РФ, бывший рулевой-моторист Николай Петрович Куликов отмечает уже больше пятидесяти лет. Более полувека отдал он нелёгкой и одновременно романтической профессии речника. За ними 50 навигаций, километры сложных речных путей, непростые самостоятельные решения и высокая ответственность. Профессионалов в речном транспорте, да ещё именитых, у нас не так уж и много, поэтому в канун праздника, не раздумывая, мы отправились знакомиться с ветераном речных дорог. Не скрою, для меня остаётся большой загадкой, как мальчишка, родившийся в вагайской глубинке, вдали от большой реки, которому на роду было написано заниматься, как и его далёким предкам, хлебопашеством, попал в речную стихию? Но, видимо, так устроено в этом мире, что глубинные реки жизни ведут своей, им подвластной дорогой. Он появился на свет ровно за год до начала Великой Отечественной войны в деревне Кулики. Кулики, Закапава, Копотилы – эти населённые пункты спустя несколько десятилетий исчезнут с карты района, их постигнет участь многих деревень, признанных неперспективными. Но тогда, в сороковых-пятидесятых, жизнь в них кипела. Глава семейства Пётр Иванович радовался, глядя на прибавление в семействе. Но в 1941-м пришла страшная беда. Призвали на фронт и отца четверых детей. А вскоре перестали приходить домой письма-треугольники. В один день пришло в конверте извещение о гибели солдата. Но о судьбе его родные долго не знали правды. Как позже выяснилось, Куликов-старший погиб после освобождения из плена в Германии. С семи лет пришлось впрягаться в колхозную работу мальчонке из семьи, оставшейся без кормильца. Мужицкая хватка, основательность чувствовались в нём ещё с той поры. – И бороновали, и пахали, и сеяли, – рассказывает мой собеседник с добродушной улыбкой, – работали мы в основном на быках. Овод поднимется, а спасение только в воде. Они бегут прямиком к речке, успевай крепко держаться. Летом отправляли на заготовку сена. Мы, пацаны, косили на лобогрейках. Потом помогали укладывать снопы в суслоны. И откуда силы брались? Жили впроголодь, держали корову, но молоко надо было сдавать государству. Одно яйцо, пол-литра молочка и горбушка хлеба – вот и весь обед. Помню, собирали мороженую картошку по полям, берёшь её, обсыпаешь горстью муки – и на печку кладёшь, только не сверху, а сбоку… Вкусно, тошнотики назывались... Окончив семилетку в селе Чёрном, парнишка поехал в Тобольск и поступил в ремесленное училище, где готовили маслёнщиков. Получив удостоверение, устроился на работу в Сумкинскую РЭБ флота. Хотел было продолжить образование и поступить в Тобольское мореходное училище, но жить было негде. Так и началась его речная жизнь. Трудился на пароходах маслёнщиком, после получил специальность «рулевого-моториста» и стал водить баржи с оборудованием, буровые станки, трубы, стройматериалы. Тогда, в начале 1960-х, шло освоение севера, начинались «нефтяные походы». Первые десятилетия освоения Тюменского севера были по-настоящему золотым временем для речного флота. Флотилия Тобольской РЭб флота была в числе тех, кому довелось участвовать в тех масштабных делах. Харасавэй, Обская губа, Салехард и многие-многие другие географические названия остались в его памяти зарубками на всю жизнь. В 1964 году рулевой-моторист Николай Куликов уже работал на танкере-652, возил бензин, дизельное топливо в Урай, Мегион, Сургут, Усть-Балык, Салехард, Ханты-Мансийск, Нижневартовск. В том же году экипажу танкера доверили перевозку первой тюменской нефти. Погрузку её производили в Сухом бору в посёлке Шаиме. В честь такого события на причале был организован митинг. – Пришли урайские комсомольцы, прикрепили к рубке лозунг «Первая тюменская нефть –Родине», – писал об этом в газете «Западно-Сибирский речник» писатель, наш земляк Евгений Самсонов. – Ленточку перед главной задвижкой разрезал буровой мастер Семён Урусов, открыл кран, и по вздувшимся шлангам двинулась в танки нефть. Она гудела и клокотала, как разъярённое существо, билась в стенки в поисках выхода. Этот исторический рейс, наверное, запомнится ветерану на всю жизнь. Через несколько часов пути в воздухе ощутили запах сосновой смолы. Горел лес, и дым полз в небо, как быстро растущее чудовищное дерево. У экипажа возникла дилемма: либо встать на якоря и ждать, когда кончится пожар, либо идти. Приняли решение: идти. Шли сквозь огонь три с половиной часа и… вырвались! После Тобольской РЭБ флота моторист-рулевой Куликов ещё 21 навигацию отработал в Тобольском речном порту. В 1970-е годы его и ещё троих ребят отправили в Германию принимать теплоход. В Москве прошли всю необходимую проверку, получили загранпаспорта. До Германии добирались на поезде, через Брест, увидели Краков. Приняв судно, в обратный рейс двинулись по Балтике в Ленинград, где и передали команде, которая доставила его в Салехард. О поездке в Германию у Николая Петровича своя память. Как будто что-то звало его туда, в подсознании билось, что там погиб отец. И когда сын фронтовика постоял у стен Рейхстага, прошёл возле Бранденбургских ворот, почувствовал успокоение, душевная боль и волнение схлынули. Любопытно, что на этом самом судне-плавмагазине спустя годы ему пришлось самому работать. Сколько километров речных дорог избороздил он тогда по точкам Крайнего Севера, куда доставлял продовольствие! – В Салехарде нагрузишь 300-400 тонн необходимых продуктов, – с теплотой вспоминает бывалый речник те далёкие навигации, – и уходишь на север, все краны, все суда, трудившиеся тогда на освоении Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, обеспечивали необходимым продовольствием, часть продуктов реализовывали населению местных посёлков. За этой напряжённой и насыщенной жизнью ветеран речного транспорта, кажется, и не заметил, как выросли дети. Николай Петрович считает, что ему повезло с его верной спутницей Маргаритой Ивановной, которая была для него самым надёжным и крепким тылом. Поднимала сына и дочь, к его кочевой жизни относилась с пониманием. Наверное, потому, что и сама, как и муж, любила своё дело, нелёгкое и очень ответственное, 44 года отработала фельдшером в районной поликлинике. Романтика речных просторов не отпускала Николая Петровича и в 1990-е годы, когда обрушился постперестроечный кризис. По речному флоту он ударил особенно крепко, когда люди, вложившие столько сил и энергии в развитие и освоение нефтегазовых месторождений, создание инфраструктуры северных городов и посёлков, остались не у дел. Наш герой тогда очень переживал за свой плавмагазин, оставшийся бесхозным. Сколько трудов стоило пристроить его в надёжные руки на Ямале! Но даже в такие, казалось бы, безнадёжные и лихие времена речник Куликов никогда не падал духом. Речная романтика не отпускала. С флотом он не расставался ещё несколько десятилетий, правда, трудился уже на берегу. Работал шкипером на речном вокзале, встречал и провожал пассажирские суда, в зимние месяцы устраивался грузчиком. Осесть на земле решился окончательно, когда приглядел понравившийся ему участок в Вахрушевой и затеял строить дом. Правда, на весьма скромную пенсию супругов строиться по нынешним меркам оказалось очень тяжело. Но хозяева не привыкли падать духом. Сначала привели в порядок приусадебный участок. Когда-то Николай Петрович не выпускал из рук штурвал, теперь же бывший рулевой-моторист так же ловко орудует лопатой. Но главный помощник, конечно, – техника, обзавёлся стареньким трактором, он в деревне незаменимый помощник, хотя и на содержание уходит немало средств. Видавшая виды «Нива», стоящая во дворе, тоже требует забот. Несмотря на трудности, бывшие горожане с удовольствием облагораживают свой участок. На огороде у Куликовых порядок; как на флоте, всё четко спланировано: там – теплички, здесь – картошка и мелочь, грядки ухожены на зависть самой придирчивой хозяйке, дуб и метровые пихточки, высаженные Маргаритой Ивановной, островки цветников – везде ощущается стремление к чистоте и порядку. Какое же хозяйство без птицы, задумались предприимчивые Куликовы, потому обзавелись курочками. Впрочем, деревенская жизнь затягивает всё сильнее: подумали-подумали и решили заняться пчелиным промыслом. Сидеть и уповать на судьбу эти люди не привыкли. С приходом весны и до поздней осени уютный уголок Вахрушевой стал для супругов единственным причалом, где они живут, не замечая времени и усталости, принимают детей, внуков и друзей, которых немало у заслуженного речника. «Земля даёт силы и радость!» – говорят оба. Клара Ларина, фото Тимур Карымов
| |
|