Главная » 2015 » Июнь » 11 » Уголок России - Мазурова
11:32
Уголок России - Мазурова

У слова «Россия» множество синонимов. Для кого-то оно ассоциируется с простором, размахом и чистой открытой душой… Для других - с золотом бескрайних нив, изумрудными полянами с весёлым ромашковым взглядом… Но в сознании большинства это тот знакомый до боли родной уголок, где появился на свет, сделал первые робкие шаги, сказал первое слово… И как бы далеко потом ни завели человека пути-дороги, сколько бы ни миновало лет, этот уголок будет притягивать, вновь и вновь звать к себе, возвращаясь в снах, томя и будоража сердце чистыми и светлыми воспоминаниями, красками детства, волнующей гармонией чувств…

Такой малой родиной для родных моего мужа стала деревня Мазурова. Много интересного я слышала о ней, давно хотела побывать. Наконец, удалось осуществить свою давнюю мечту. В один субботний день с ветераном педагогического труда Байкаловской школы Валентиной Прокопьевной Кадушкевич и её родственниками мы отправились в путь.

Расположена Мазурова на правом берегу Тобола. Перед нашими глазами предстала деревня прошлого века, вольготно раскинувшаяся на берегу озера. Толстые брёвна домов, крыши, покрытые рубероидом, покосившиеся амбары, - всё говорило о её большом возрасте. Можно сказать, что мы попали в место, которое находится далеко от цивилизации, где сохранилась первозданность бытия.

Известно, что до 1960 года Мазурова входила в состав Байкаловского района. Сколько же лет деревне и откуда пошло её название? Из уст в уста переходила у местных жителей легенда о том, что давным-давно, когда началось освоение Сибири, пришёл в эти благодатные места дед Мазур и поселился возле озера. По имени первого жителя и стали называть деревню Мазурова. Через несколько лет вслед за ним приехали его родные.

В переписной книге Тобольского уезда 1683 года Льва Поскочина Мазурова уже значилась и состояла из трёх дворов: «Алёшки Остафьева, сына Голубовской, Елизарко Иванова, сына Волохова, и Ивашко Семёнова, сына Торопова». Последний прибыл в Мазурову из Вилигоцкой волости Соли Вычегодского уезда. Потомки Волоховых и Тороповых, проживающие в нашем краю, возможно, берут начало именно отсюда.

Земля сильных людей…

Испокон веков жили здесь люди, сильные духом и волей. Помнят бывшие жители деревни рассказы своих родителей о богатырской силе предков и их смекалке. Как тут не восхититься охотником Фёдором Тороповым, который, говорят, ходил с рогатиной на медведя?! Однажды он вёз сено через лог. Лошадь начала взбираться в гору, а сил не хватает - тяжёл воз. Тогда Фёдор Иванович впрягся сам в телегу, втащил воз наверх, вытер рукавом пот и сказал: «Где же Карьке вытащить, я-то еле-еле смог». О нём рассказал Виталий Прокопьевич Торопов, услышавший эту историю от своего отца.

Ещё один эпизод из жизни деда ходил из поколения в поколение. Отправился как-то Фёдор Иванович на охоту с берданкой, чтобы подстрелить мелкую дичь. Вдруг увидел возле кустов малины медведя. Что делать? Бежать нельзя. Тогда охотник быстро снял берданку, спрятал за спину и замер. Лесной хозяин подошёл, обнюхал, хотел зайти за спину. Но Фёдор начал крутиться. Тогда косолапый встал на задние лапы, плюнул себе в лапу и сунул плевок в лицо непрошеного гостя. И отправился восвояси…

Дед моего мужа Николай Иванович Торопов был невысокого роста, широким в плечах. В юности он ямщичал, перевозил грузы из Тобольска в Тюмень. Большая выдержка и сила требовались от людей, которые занимались этим промыслом. Попробуй постоять за груз, выдержать суровую сибирскую погоду! Самая низкая температура, которую помнил прадед, это минус 57 градусов. Николай Иванович прошёл Первую мировую войну, был в плену в Германии. Русский мужик не привык лениться, и пленный выполнял всю чёрную работу. Сила и сноровка сибирского богатыря восхищали хозяина, который трижды предлагал солдату остаться в Германии. Однако Николая тянуло на родину. Трижды они с земляком совершали побег, их возвращали обратно. В конце концов его обменяли, и фронтовик вернулся домой.

После революции Н.И. Торопов работал в колхозе. Односельчане уважали его за правдивость, умение отстоять свою точку зрения, силу убеждения. В конце 20-х годов его избрали председателем. Но на этой должности пробыл чуть больше года. Однажды милиционер, отчего-то разгневанный, размахивал пистолетом перед народом, и дед вырвал у него оружие. Долго тот ходил и упрашивал председателя вернуть пистолет, а потом отомстил ему, обвинив в укрывательстве кулаков. Один год дед просидел в тюрьме, таскал на своих могучих плечах тяжёлые рельсы для свердловской железной дороги, которые отливали в мастерских. Весили они около 300-400 килограммов. Некоторых не могли выдержать и трёх дней, «помирали от надсады».

Годы репрессий не обошли стороной деревню. Старожилы, вероятно, помнят поле в Мазуровой, на котором сеяли лён, дававший высокие урожаи. Редко заезжали сюда представители власти. Но весной 37-го прибыл в деревню уполномоченный, собрал мужиков и распорядился, что и где сеять. Льняное поле приказано было занять рожью. Но деревенские ослушались. В сентябре вновь всех собрали в сельсовете, чтобы выяснить, почему не подчинились приказу. Возмутились мужики: «Мы всю жизнь живём на этой земле и знаем, что там родится только лён». Запомнил приезжий, кто пошёл поперёк его мнения. Той же ночью прибыли в деревню конвоиры, вывели четверых из их изб. Одного из арестованных звали Степаном. Толкнул его конвоир изо всей силы, но богатырь удержался на ногах, лишь шапка слетела с головы. Бежавшая сзади жена крикнула: «Стёпушка, шапку-то возьми, холодно!», но конвойный пнул шапку в сторону и злобно произнёс: «Там, куда мы их везём, она не понадобится». Было это 9 сентября 1937 г., а через месяц все четверо были осуждены тройкой Омского УНКВД и расстреляны возле Тобольской тюрьмы. А льняное поле ещё долго напоминало землякам о роковом событии…

… и героев

Благодатная мазуровская земля взрастила Героя Советского Союза Александра Николаевича Волохова. Он родился 5 мая 1923 года в д. Мазуровой Байкаловского района Омской (ныне Тюменской) области в крестьянской семье. После окончания семилетки работал в колхозе. В декабре 1941 г. добровольно пошёл на службу в рабоче-крестьянскую Красную армию, был направлен в артиллерию. С июля 1942 г. - на фронтах Великой Отечественной войны. К ноябрю 1943 г. старший сержант Александр Волохов был наводчиком орудия артиллерийской батареи 118-го стрелкового полка 333-й стрелковой дивизии 6-й армии 3-го Украинского фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

26 ноября 1943 года Волохов одним из первых переправился через Днепр к югу от Запорожья и принял активное участие в отражении немецких контратак и удержании плацдарма. После того, как из строя выбыл командир орудия, Александр заменил его. Под его командованием расчёт отбил две вражеские контратаки, уничтожив два пулемёта и несколько десятков солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» старший сержант Александр Волохов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» за номером 2684.

Безмятежная пора детства

Мы шли по безлюдным улицам деревни, и Валентина Прокопьевна с Виталием Прокопьевичем наперебой делились своими воспоминаниями из детства, рассказывали, кто жил в том или ином доме. Ненадолго мы остановились у места, заросшего крапивой, где когда-то стоял их родовой дом. Глядя на маленькую покосившуюся избушку тётки Анны, моя спутница припомнила смешной случай. Однажды летом они с сестрёнкой катались на велосипеде и, заболтавшись, врезались в угол дома. Оттуда выбежала перепуганная хозяйка с криком: «Господи, война, что ли, началась?». От удара велосипеда был такой грохот, что со стола упал самовар.

В 50-70 годах прошлого века, со слов В.П. Кадушкевич, д. Мазурова представляла собой селение в чуть более 30 дворов. Здесь были ветряная мельница, кузница, конный двор, почта, клуб, магазин и сельсовет. Местные ребятишки учились в Мазуровской четырёхлетней школе. До войны, с 1938 по 1940 год, учительствовал в ней будущий ветеран Великой Отечественной, ныне живущий в Байкалово Александр Григорьевич Репин. Его направили сюда после окончания пятимесячных курсов.

- Деревня была маленькая, школа стояла за полевыми воротами, - вспоминал он. - Через деревню пролегала улица, поворачивающая направо, а слева находилась достопримечательность - большое красивое озеро Мазуровское. По приезде меня поселили в первом крайнем доме у Прокопия Фёдоровича Торопова. Школа представляла собой обыкновенный пятистенный дом. Она была однокомплектная, в ней учились разновозрастные дети.

С пятого по седьмой класс мазуровские ребятишки учились в п. Советском, который находился в семи километрах от деревни. В посёлок шли гурьбой, гремели палками, орали песни, так как в лесу было много волков. Там, в Советском, в 50-е годы располагался детский дом. В памяти Валентины Прокопьевны остался один незабываемый случай, когда детьми они ездили туда встречать Новый 1954-й год. Пушистая зелёная ёлка, разноцветные гирлянды и многое-многое другое произвели на детей такое впечатление, что они весь концерт не отрывали глаз от ёлки!

В восьмых-десятых классах школьники учились в Байкалово. Немногие выдерживали трудности, ведь жили в интернате, за 20 км от дома.

Озеро славилось рыбными запасами, и не было в Мазуровой такой семьи, где бы ни занимались рыбной ловлей. Лодки-долблёнки (в народе их называли татарками) можно было увидеть у каждого двора. Умельцы изготавливали их по особой технологии: брали толстое цельное дерево, шкурили, выдалбливали дно, затем нагревали древесину и разводили борта. В семи километрах от Мазуровой находилось ещё одно озеро Отнога, где водились крупные караси. Ловить их приезжали жители из соседних деревень - всем хватало. Манил здешних жителей богатый грибами и ягодами лес.

Мазуровцы умели трудиться и отдыхать. На бойком месте недалеко от озера собирались всем миром. Звучали гармошка, весёлые песни и частушки, и все от мала до велика пускались в пляс. Всем селением отмечали Новый год, отмолотную, но особо почитаемыми даже в советские времена были Троица и Крещение. Со всей округи народ съезжался в Мазурову. Летом праздновали на берегу озера, а зимой - в здании сельсовета или у кого-нибудь в доме, где было много места. Там накрывали большой стол. К Пасхе готовились заранее: красили яйца, пекли куличи, а потом ребятишки приносили крашенные яйца в школу, за что их ругали педагоги. В каждом доме ждали 7 ноября - Дня Великой Октябрьской социалистической революции. В эти дни хозяева забивали скот, начиналась сытая зима.

Ребятишкам было раздолье. Зимой строили крепости из снега, катались на горке, летом купались в озере. Плавать учились раньше, чем ходить. Однажды мальчишки попробовали подсчитать, сколько раз за день они успевали искупнуться, получилось 45!

И снова тянет туда, где простор

Много изменилось в деревне с 1964 года, когда пришли изыскатели из Новосибирска. Шло строительство железной дороги Тюмень - Тобольск. Понаехало много народа. На колхозных полях были построены бараки-времянки, расположилась механизированная колонна СМП (строительно-монтажный поезд). Постепенно строительство продвигалось дальше, ломались никому не нужные дома-времянки, поля были завалены мусором. Школу забросили. Лишь берёза с раскидистыми ветвями напоминала моим спутникам, что здание стояло на этом месте. Постепенно развалился колхоз, и остались в деревне одни старики. Потом и их не стало. Сейчас здесь живут в основном любители охоты и рыбалки-дачники, которые называют мазуровские просторы «местами заповедными».

И правы они, потому что красота здешней природы завораживает: простор лугов захватывает в плен любого июльским цветением трав. Озеро Мазуровское не только манит искупаться в нём - оно вселяет в душу радость и покой. Вдали виден Тобол со своим извилистым руслом, его берега, заросшие тальником. И тишина такая, что можно услышать лишь звуки природы: шум ветра, шелест травы, жужжание насекомых и пение птиц, которыми можно наслаждаться бесконечно. Лишь изредка эту первозданную идиллию нарушает стук колёс поезда.

Наше путешествие приближалось к концу. На обратном пути мы шли пешком, заглянули на мазуровское кладбище, находящееся на одной из грив в лесу. Дорога к нему заросла, да и сам погост представлял печальное зрелище с разрушенными временем оградками. Лишь несколько могил были ухожены, а остальные почти сравнялись с землёй. В центре его как символ кладбища возвышалась большая сухая сосна.

Несмотря на это, на душе было спокойно. Все чувствовали себя уставшими, но довольными путешествием в деревню, почти исчезнувшую с лица земли, деревню, которая имеет свою историю и является малой родиной для многих поколений.

Н. ТОРОПОВА, краевед, с. Байкалово

 

Категория: Нам пишут | Просмотров: 1301 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0