О своём военном детстве труженик тыла из Прииртышского Василий Грязнов вспоминает с долей юмора. Хоть и прошло с той далёкой поры немало десятилетий – 6 февраля ветерану исполнилось 92 года, – но память цепко хранит события в мельчайших подробностях.
Фамилия Грязновы – загваздинская. Родом Василий из деревни из деревни Уфимцевой, ныне исчезнувшей. Их, ребятишек, у колхозников Фрола и Парасковьи подрастало пятеро, Вася был младшим. Вскоре Фрола Никифоровича поставили председателем колхоза.
Старшие Ваня, Варя, Семён с малолетства были опорой отцу-матери. В детской памяти мальчика осталось, как помогали по хозяйству, приучались с малых лет к крестьянскому труду. Незадолго до войны ушёл в армию старший брат Иван, службу нёс на Востоке. После нападения гитлеровцев на СССР он так и застрял на несколько лет у восточных границ. А следом после проводов брата семью постигла беда: скот потравил колхозные поля, нанеся тем самым урон хозяйству. Отца посадили, дали три года исправительных работ. В годы войны он попал в штрафную роту и был направлен на Дальний Восток, где воевал с японцами.
Младший сын Грязновых до войны успел окончить Загваздинскую начальную школу. А потом, как и у многих подростков того времени, начались жизненные университеты. Приметил его деревенский кузнец, мастер был на все руки, да вот остался без молотобойца. Выстроилась к нему целая очередь желающих, а он почему-то выделил особо Василия, спросил: « Пойдёшь ко мне в кузню?» И мальчишка, недолго думая, выпалил: «Пойду!» С той поры и бегал в кузницу, которая находилась на яру.
Работы хватало, допоздна не отходили от горна, на фронт отправляли лошадей, и он чистил копыта, а кузнец ковал. Ночами с деревенскими ребятишками и женщинами ходили вязать снопы, у Васи получалось ловчее всех. Позже пришли на помощь колхозникам трактора, в отсутствие мужиков посадили за штурвал девчат да подростков. «Сядешь за прицеп?» – спросила сестра Варя, и Василий даже не раздумывал, как будто ездил давным-давно. Помнит труженик тыла и долгожданный День Победы, в деревне тогда и плакали, и радовались!
Кузнечное ремесло, которое освоил ещё мальчишкой, пригодилось ему в дальнейшей жизни. Собрался было уехать в Абалак, где искали хорошего кузнеца. Но случайно узнал, что можно поучиться этой специальности в ремесленном училище в Тобольске, и, несмотря на уговоры родных, уехал в город. В училище сначала сел за парту. Но через несколько лет руководство уговорило Василия Фроловича поработать мастером производственного обучения как раз по его профилю, так и прикипел к профессии.
Позже, переехав с семьёй в Прииртышский, трудился кузнецом в зверосовхозе. В постперестроечные времена переквалифицировался в пчеловода. В 1992-м ветеран ушёл на заслуженный отдых. Но сидеть без дела он не привык, огород, рыбалка, лес, техника – без этого жизнь не была бы полной. Правда, в последнее время с рыболовством он завязал.
«Дома работы хватает, – по привычке усмехается он, – помахать лопатой на подворье; весна торопит на участок». Правда, к технике труженик тыла, перешагнувший девятый десяток, неравнодушен до сих пор, держит старенькую «Ниву» в рабочем состоянии, иной раз садится, чтобы встретить жену Надежду Фёдоровну с рейсового автобуса, с ветерком прокатиться по улице. Клара Ларина