Главная » 2022 » Октябрь » 20 » Наши юбиляры.  Железная Валентина
12:51
Наши юбиляры.  Железная Валентина

Девяносто лет  исполнилось в начале  октября жительнице    Прииртышского  Валентине Петровне Никоновой.

Свою  очередную  осень  именинница   привычно   встречает в    излюбленном уголке двора, на скамеечке, где можно     часами   любоваться неповторимыми  красками  осени,       слушать   неумолчную песню листопада,   наблюдать  тихое увядание  природы.      Долгий и  трудный путь  был отмерян ей   судьбой – испытание войной и  послевоенные лишения. Но  выстояла и   прошла  через все невзгоды с гордо поднятой головой,  вырастила  четверых детей,  достигла почёта и уважения,  и до сих пор, разменяв девятый десяток, юбилярша  не  хочет признаваться в своём возрасте. 

 Детство Вали, уроженки  Тобольска, прошло на улице  Новой.  Там нашли жилье её родители, в прошлом  деревенские жители (отец   Пётр Кузьмич  Токарев – из Токаревой,   мать Пелагея Ивановна – из  Серебрянки), они  решили перебраться  в город.  Глава семьи работал продавцом на Базарной площади,  а мама устроилась раздатчицей в   столовой.

– Отец мой   мечтал о  сыне,  а  родилась девочка.   Растил меня, как мальчишку, как  выпьет чуток,      начинал командовать:   Валька,        стели постель, за какое время управишься? Приучал,  как солдата,  к дисциплине. Тренировал  порой  часами, характер и закалка у меня  ещё с тех лет, –      с  улыбкой   начинает своё  жизнеописание  юбилярша.

В самом начале  войны Петра Кузьмича  призвали на фронт. Наладчик-артиллерист  Токарев  служил до  конца войны  на Дальнем  Востоке.  А Валя осталась вдвоём с матерью, ждали  скупых весточек от отца,    жили, как и все, верой в победу.  Бедствовали, как и      все, кто  остался в тылу, питались скудно,  перебивались картошкой.     Правда, в школе (Валентина тогда уже бегала  в «первую» школу)    давали на обед  по блюдцу каши  и  50 граммов хлеба. И    то радость, что  можно  было обмануть  не  отпускающее    чувство голода.

Война шла уже второй год, когда нежданно  грянула беда. Арестовали  маму за то, что  Пелагея Ивановна, находясь на работе,  по доброте душевной   выделила     тарелку  с похлёбкой   голодному человеку.  Кто-то увидел и донёс,  за что  жену  фронтовика  приговорили к четырём  месяцам  исправительных работ. И  десятилетняя девочка осталась дома совсем одна.

– Как выживала тогда? – переспрашивает  Валентина Петровна. – Я  уже говорила, что    меня с малых лет   учили быть сильной.  Соседи хорошие  нам попались,   сварили  нам  с мамой железную    печурку.     Обрубком пилы я научилась  пилить дрова. Картошка у нас была  своя,    хоть немного, но сажали.  Нарежу её пластиками и пеку на  печурке.    Ещё и  маме немножко перепадало,  прибегу к ней на проходную,  она работала на пекарне, переговорю   с ней, и   легче на душе. 

  Самая памятная «зарубка»  тех  военных лет – это встреча с    Володей Солдатовым,    чьё имя сегодня носит Тобольский  медицинский колледж.  Он жил по соседству и  иногда прибегал к Токаревым. Валюша часто болела, и мама    обращалась за советом к        будущему фельдшеру, учившемуся  тогда в  фельдшерско-акушерской школе.

– Добрый, открытый  был парень,  когда приходил, не мог без шуток,    всё спрашивал: «Валька,    ты  почему  такая горячая,    поди, у печки  долго сидишь?» –  вспоминает   с улыбкой        собеседница. –  После окончания учёбы   он уехал на Север, где и  совершил свой героический поступок.

 Возможно, его пример во многом  помог  девушке  при  выборе  профессии.  Окончив  восемь классов,  Валентина  подала документы в    фельдшерско-акушерскую школу и выучилась на медсестру.  К тому времени война окончилась.  Семье Токаревых не суждено было  дождаться своего  защитника. Пётр Кузьмич  погиб после  Дня  Победы,  12 августа  1945 года,   когда на Востоке началась  война с империалистической Японией.    

    Свою трудовую биографию новоиспечённая медсестра начинала в   селе Карасуль. В местной больнице успела  проработать  три месяца, и новенькую отправили  учиться на  операционную  сестру.   Заведовала тогда  больницей   Адина Генгардовна, по национальности немка,  строгий,      ответственный  врач и руководитель, которая  стала для своих подчинённых  примером бескорыстного служения делу.

Отработав три года в Карасуле,    Валентина   вернулась к маме в родной Тобольск.   Здесь юная медсестра   влилась в коллектив дома инвалидов. Ну, а потом судьба закружила. Замужество,  дети. С тремя дочерьми  и сыном  супруги Никоновы немало поездили по  Тобольскому району.  Муж Валентины  Петровны    трудился в сельском хозяйстве,  неоднократно  занимал  руководящие посты, и семья ездила за ним по колхозам, совхозам,   куда пошлют. 

Так сложилось, что  супруги расстались.  И  в начале восьмидесятых, когда  дети  Никоновых уже оперились,     Валентина Петровна перебралась в посёлок Прииртышский. Здесь     работала    медсестрой в яслях.  Пригодился опыт работы  воспитателем в городском детсаду,  когда  семья  ненадолго обосновалась в Тобольске.

– Оставляли нам малышей   двухмесячных. Их двадцать человек, и на всю ораву  я, медсестра да нянечка… – удивляется  теперь сама себе     юбилярша. – За день   попробуй успеть  поменять пелёнки,  одеть  быстро, погладить каждого, не все ведь дети    спокойные.  Но работу свою любила,    детишки  все для  меня были родными,  привычки, характер каждого    знала лучше  матерей.

 В 1987 году   Валентина Петровна ушла на пенсию.  И с удвоенной силой трудилась на    семейном подворье, где  всегда  была корова,   держали поросят, разводили кур.   Крестьянский труд   и силы даёт,      и здоровье помогает держать в тонусе, считает     она.

– Сейчас, правда,    на участке  хозяйничает  дочь Елена, передала  бразды правления ей, –       признаётся    юбилярша. – Я начала ощущать свой возраст,    видите,  хожу сейчас с палочкой.

  Но  в свои  девяносто лет   Валентина Петровна  ни минуточки не усидит без движения.    Какие  книги принесут – все   перечитает, а больше всего любит  деревенскую прозу,          обожает  районку.  Маленький правнук Артём,  егоза и   непоседа,   видит  в ней  родственную душу   и  то и дело  подбрасывает   прабабушке  игрушки, дескать,    будем играть вместе.

 – Жизнь человеческая – это миг…   Было всякое, но  вспоминаешь     о прошлом  с добром..  Вот только  память  что-то в сторону уходит,   – озорно  замечает    юбилярша. – Но всё, что есть,  всё моё!

Клара Ларина, фото Тимур Карымов        

      

 

 

Просмотров: 537 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0