Главная » 2019 » Апрель » 26 » Питерский сибиряк
14:35
Питерский сибиряк

Так называет себя бывший блокадник Владимир Дмитриевич Вахрушев, житель села Дегтярёво. Балагур   и весельчак по натуре,  каким мы привыкли его видеть, он    всё так же сыплет шутками, хорохорится.  Но   в глазах,  которые он при этом старается  отвести в сторону,     затаилась  щемящая  тоска и   боль.   Хоть и написано в графе  «место рождения - Ленинград», но практически  вся  жизнь ленинградца  прошла в Сибири,  второй  родиной для него стал Тобольский район. А город на Неве, куда  он рвался в детских снах,      который манил Владимира,    уже ставшего взрослым,  так и не смог  принять его…

   Володе Вахрушеву не было и семи лет, когда  страшным смерчем в  беззаботное детство ленинградского мальчишки ворвалась война.  Первое время, когда до Петроградского района, где в   старом деревянном доме проживал он с матерью  и младшим четырёхлетним  братишкой Виталиком,   доносились разрывы снарядов и  гул бомбёжек, ребятня  и представить не могла, какая беда надвигается на них. Мама уходила на работу- на тюле-гардинную фабрику. А мальчишки, предоставленные сами себе, бродили по саду,  играли с  соседскими  ребятишками,   наблюдали за голубями.  Кто мог  знать, что всего через несколько месяцев  эти птицы  исчезнут из города. А воробей, которого посчастливится поймать Володе,   сваренный в бульоне, будет  самым  лакомым блюдом.  И в городе,  где день за днём смыкалось кольцо вражеской блокады,  будет свирепствовать голод.  Однажды,  проснувшись рано утром,  братья  увидели маму  мёртвой…

    Потом всё было, как в страшном сне.  Пацанов забрали в детприёмник и вскоре они   оказались в детском доме. А  летом 1942-го    детдомовцев погрузили в эшелон и  повезли в неизвестном направлении.  Десятки составов с   осиротевшими  детьми из блокадного Ленинграда   ехали  на восток.  Детский дом № 43   был эвакуирован в Сибирь.  В Тюмени   эвакуированных  ребятишек погрузили на пароход  и повезли по Тоболу.     Под проливным дождём     они добирались до сибирского села Булашово.     Володя до сих пор помнит  старое здание школы, куда  их поселили,  она стояла  в аккурат на перекрёстке  дорог.   Как  впервые за несколько месяцев смогли почувствовать вкус настоящего хлеба.  В  селе жизнь  тоже была нелёгкой,    работа в колхозе легла на плечи женщин и подростков.   Но сельчане  заботились, как могли о  ребятишках, в чьих глазах  застыл ужас пережитого,  отогревали  сирот, потерявших близких, лишившихся  дома,  делились  последним.

 Волею судьбы Владимир Вахрушев уже не вернулся на родину.  В 1944 году  он окончил 6 классов, и его  увезли  в посёлок Советский,  в другой детский дом.     Оттуда подросток попал в деревню Согру, где, собственно, и начал взрослую  жизнь. Трудился в колхозе  на разных работах.  В 1950-х годах  перебрался на центральную усадьбу в деревню Липовку.    Невысокого, жилистого парнишку  направили  пасти жеребят.    Вообще он оказался мастеровитым: научился печи класть,  столярничать ,   имел хватку к слесарному делу.

  - Жизнь заставила   всему научиться, - говорит Владимир Дмитриевич.-  Образование получить не удалось, поэтому  приходилось надеяться только на    себя, иначе бы пропал.

  Служба в армии помогла увидеть мир.   Бывший детдомовец попал в Венгрию,  в артиллерийские войска, где отслужил положенные три года.   После демобилизации осел в Дегтярёво, здесь и  встретил свою будущую жену.   Трудился   Вахрушев в колхозе, работал трактористом. Человек безотказный, отзывчивый, он  охотно  откликался на просьбы  жителей: кому дом  помочь поставить, кому печь  сложить,   какие-то  другие подсобные работы выполнить.    Может, из-за его  безотказности и   стали возникать проблемы  в семье,    но отношения не заладились.  И  к старости    остался блокадник один в доме.

 Его брату Виталию больше повезло.  Из  села Булашово ему  посчастливилось с группой    ребят поехать учиться в ФЗУ в город Каменск-Уральский. Там будущих ремесленников сразу предупредили: «Для тех, кто будет хорошо учиться, появится возможность вернуться в родной город Ленинград».    И братишка, выучившись на токаря,  сделал всё, чтобы   уехать на родину.

В советские годы не раз побывал в родном городе и Владимир Дмитриевич. Походил по улицам Петроградского района, где уже всё   изменилось,     побывал в памятных  местах, побродил по Эрмитажу, встретился с семьёй брата.   Но город уже стал чужим для него и сердце  не трогал.   Наоборот,    перед глазами всё чаще вставала     непритязательная, но такая дорогая  сибирская сторонка,  к которой успел прикипеть.

   Несмотря на  жизненные невзгоды и пережитое,  бывший блокадник, которому  в этом году исполнится 85 лет,   не теряет присутствия духа, остаётся настоящим ленинградцем - стойким и несгибаемым.  Живёт в ветхом домишке, с покосившимся, едва держащимся   забором вокруг палисадника.    Недавно перенёс операцию на  глаза, падает и слух.    Но он не утратил чувства юмора, которое, наверное, и помогает ему  преодолевать все  перипетии судьбы

 - О каком одиночестве вы говорите, -    говорит он шутливо. - У меня   три кошки, есть о ком заботиться,   и они меня без внимания не оставляют.   Помогают сельчане, навещают соседи.  На судьбу грех жаловаться.

 Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА   

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 904 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0