Главная » 2015 » Август » 5 » Забытая война: взгляд сквозь столетия
13:43
Забытая война: взгляд сквозь столетия

Время часто сравнивают с водой, а его ход - с течением реки. Во времени можно утонуть, раствориться без следа. Войны же - это пороги реки человечества. На них оцениваются характер, сила, способности человечества, на них проверяется готовность людей к выживанию.

Уже более века прошло, как началась Первая мировая война, которую теперь называют забытой. И это действительно так: школьные учебники истории излагают только ход войны, а в краеведческой литературе этот период совсем пропущен. Сегодня есть повод вернуться к трагической странице из жизни страны.

 Великая и забытая

А ведь Первая мировая, в которую Россия вступила      1 августа 1914 года, продолжалась 1154 дня, в ней участвовало 38 стран. Мобилизация распространилась на    74 млн. человек. Эта война стала поворотным этапом в истории России и мира. Современники называли её Великой войной, второй Отечественной, и Россия не проигрывала её. Прославленный генерал А.А. Брусилов был уверен в победе русской армии. Но страна просто не дожила до неё, перестав существовать, уничтоженная внутренней смутой, а герои войны были просто забыты.

Для нашей страны Первая мировая закончилась Брест-Литовским мирным договором, подписанным советской властью 3 марта 1918 года. Россия лишилась большой западной части территории в 780 кв. км, да ещё и выплатила контрибуцию в 500 миллионов золотых рублей Германии, которая уже сама находилась на грани поражения. Подписывая столь невыгодный для страны договор, новая власть хотела быстро выйти из затяжной войны, чтобы направить все свои силы на внутреннюю борьбу. Более точно определил тогдашнюю ситуацию в России Уинстон Черчилль: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была уже в виду. Она претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена…»

 За веру, царя и Отечество

За время войны количество жителей Тобольской губернии сократилось на 200 тысяч человек, в основном мобилизованных. Несмотря на то, что Сибирь с Дальним Востоком были малозаселёнными территориями и насчитывали не более 12 миллионов жителей, в русской армии в ту пору находилось 88 сибирских стрелковых полков и восемь полков Сибирского казачьего войска. В Тобольской губернии проходила благотворительная акция по сбору средств для нужд войны «Народная копейка», на фронт отправляли подарки и письма. В средствах массовой информации активно пропагандировали героизм русского солдата.

В 1914-1918 годах только из Байкаловской волости ушло на фронт 160 человек. Среди них и жители нашего села: Степан Михайлович Исаков, Константин Никифорович Зевакин, Николай Иванович Ширшов, Тимофей Кузьмич Кугаевский, Козьма Андреевич Кугаевский, Игнатий Алексеевич Кугаевский, Фёдор Григорьевич Бронников, Андрей Иванович Орлов и другие.

В судьбах многих из них отразилась история России. У каждого она сложилась по-своему. Советская власть постаралась стереть память о войне. Ветераны германской скрывали свои подвиги, прятали свидетельства той войны - награды, фотографии, боясь расправы. Они ведь уходили воевать за императора, а возвращались совсем в другую страну, которой были не нужны. Так или иначе, но мало что известно о судьбах байкаловцев, участников Первой мировой. Но в некоторых семьях ещё теплится память о своих дедах, сражавшихся за веру, царя и Отечество…

Педагог Байкаловской средней школы М.И. Кугаевский помнит, как ещё ребёнком спрашивал у матери о своём деде Игнатии Алексеевиче, но она только отмахивалась от расспросов да ругала за любопытство. Немного позже он узнал, что дед воевал в Первую мировую, но никому об этом не рассказывал. В 1946 году деда по неизвестным причинам арестовали и увезли в Тобольскую тюрьму, откуда он уже не вернулся.

За время Первой мировой войны в плен с обеих сторон попало около 13% солдат и офицеров - примерно каждый седьмой-восьмой. В числе пленных оказались и наши земляки. Командир дивизии, в которой служил Н.И. Торопов, приказал сложить оружие и сдаться в плен. И долгие четыре года его возвращали обратно, пока не обменяли.

Под ударами судьбы не дрогнули

Похожая, но более трагичная судьба у А.П. Хлопушина. Он, как и Н. Торопов, попал в плен, трижды бежал от помещика. Но всё-таки смог уйти от погони. Перебравшись через реку, плутал с беглецами два дня по лесу, пока не натолкнулся на ребятишек, которые принесли им еду.

Находясь в плену, Андрей Павлович дважды в месяц отправлял письма родным в Байкалово. Одно из них впоследствии стало причиной ареста Хлопушина. В 1937 году он был осуждён и отправлен на строительство БАМа. Правда, тогда она называлась Байкало-Амурским исправительно-трудовым лагерем. Заключённые расчищали просеку, вели земляные работы, насыпали полотно, рубили лес и делали шпалы, строили мосты. Строилась «железная» на костях врагов народа и в годы Великой Отечественной войны. Со слов родных Андрея Павловича известно, что оттуда приходили весточки, в которых он писал, что жив и здоров. Но сурова была жизнь в БАМлаге, заключённые умирали от холода, голода, болезней. Хоронили их там же, где встречала их смерть, под шпалами…Эта участь в 1944 году настигла и Андрея Хлопушина.

Родные солдата бережно хранят не только воспоминания о деде, но и документальные свидетельства того, что он был участником Первой мировой: фотографию и письмо А.П. Хлопушина из плена, датированное 12 сентября 1917 года.

Иная судьба ждала К.А. Кугаевского. Он прожил долгую жизнь и успел поделиться воспоминаниями со своими внуками. В царскую армию он был мобилизован в 1916 году. Попал на Юго-Западный фронт в 8-ю армию, которую возглавлял выдающийся военачальник Алексей Брусилов, сделавший много изобретений в области военного искусства. Так называемый «Брусиловский прорыв» - самая яркая операция той войны. Никто не ждал от русской армии такого успеха, ведь Россия не была готова к войне. Германцы имели превосходство не только в тяжёлой артиллерии - при прорыве они использовали газы. А англичане, вступая в мировую войну, имели на вооружении более 600 танков. Несмотря на это, Брусилов смог прорвать оборону противника по всему юго-западному фронту.

Кузьма Кугаевский служил огнемётчиком. Во время боя огнемётчики находились на переднем крае и считались войсками прорыва. Внук Кузьмы Николай Копылов до сих пор помнит, как дед рассказывал, из чего состоит огнемёт: большой баллон, в который заливалась огнесмесь. На нём был манометр, по которому контролировалось давление, накачиваемое насосом. Из баллона отводился шланг с трубой, между которыми ставился кран. На конце трубы находилась лопатка, куда сыпали бертолетову соль. Когда кран открывали, струя огнесмеси ударялась об неё, воспламенялась и летела метров на 80. Рота огнемётчиков, подползая к вражеским траншеям, разом открывала вентиля… Горело всё вокруг: и люди, и земля…

Кузьма Кугаевский тоже побывал в плену. Связь штабов полков не всегда была надёжной, и приказ об отступлении пришёл к ним поздно… Когда пленных везли в Германию, вместе со своим однополчанином-латышом они взломали пол в вагоне и на ходу спрыгнули с поезда. По вражеской территории добрались до усадьбы латыша, который оказался сыном землевладельца-помещика. Так сибиряк обосновался в Латвии. Работая в усадьбе, он научился пахать, сеять, освоил передовые методы ведения хозяйства.

Тем временем в стране начиналась революция. Поползли слухи, что землю отдают крестьянам. Кузьма не задумываясь пошёл воевать в Красную армию. Конец Гражданской войны застал его на Украине, где он женился. У молодых родился сын. Время было тяжёлое, страна вставала из разрухи, голод. Умерла жена, и Кузьма Андреевич с грудным ребёнком решил вернуться домой, в Сибирь.

Много ещё повидал на своём веку солдат Первой мировой, жизнь преподносила ему немало испытаний! Кузьме, как и многим крестьянам, хотелось, чтобы в деревне людям жилось лучше. Он был одним из инициаторов артели, возглавлял колхоз. Люди уважали его и доверяли ему. Памятным событием стала для Кузьмы Андреевича поездка в Москву, когда его выбрали в состав делегации ходоков к Ленину. Но крестьяне из далёкой Сибири, приехавшие со своими заботами и нуждами, к тяжело больному вождю не попали. С ходоками провели экскурсию по Кремлю и прокатили на аэроплане вокруг столицы…

В конце 20-х годов Кузьму Кугаевского избрали председателем колхоза. Началась посевная. Когда после её завершения подвели итоги, оказалось, что зерна расходовали больше, чем положено. А дальше арест, возбуждение дела. Но дружные всходы зерновых спасли его, так как у тех, кто экономил на семенах, поля стояли полупустые. Колхозники написали письмо в его защиту, и председателя освободили. Но Кузьма тут же попал в неприятную историю. За свою доверчивость и за пособничество врагу мужчину осудили на десять лет. Отбывал срок сначала на уральском заводе по выплавке алюминия, а поздней осенью партию заключённых, в том числе и Кузьму, высадили на берегу Амура. Они первыми начинали строить город Комсомольск-на-Амуре.

Но куда бы ни бросала судьба, везде уважали этого человека. Закалённый сибирской природой, жизнелюб по натуре, он не только сам выжил в лагерях, но и спасал от голодной смерти заключённых: ходил на охоту, собирал ягоды, хвою и травы.

Во время войны К.А. Кугаевский был в трудармии, затем работал в колхозе пчеловодом. В свободное время оказывал местным жителям ветеринарные услуги. В памяти многих Кузьма Андреевич остался первым пожарным. Будучи на пенсии, он дежурил на каланче и в случае пожара звонил в сигнальный колокол, оповещая байкаловцев о беде.

Интересна судьба ветерана двух мировых войн Ивана Егоровича Сидорова. Семнадцатилетним мальчишкой ушёл он на Первую мировую. Об этом свидетельствует небольшая книжка, которая предназначалась солдатам и была издана государыней императрицей. На титульной странице под изображением двуглавого орла выведено: «От Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны». Перелистнув страницу, можно прочесть, что книга распространялась в окопах Первой мировой как пасхальный подарок весной 1917 года. Здесь же факсимильным способом воспроизведена собственноручная подпись государыни. На следующем листке содержатся подписи всех пятерых детей царственной четы.

Книга-подарок фронтовикам богато иллюстрирована. Здесь помещены литографии икон с главными христианскими праздниками, снабжённые молитвами. Россия в то время была православной державой, и на войне кроме всего прочего уповали и на волю божью. Большой размах тогда получила благотворительность под патронажем императрицы и двух её дочерей Ольги и Татьяны. Кроме портретов Николая Второго и цесаревича Алексея на страницах помещены также фотографии и женской половины августейшего семейства в форме сестёр милосердия. Под некоторыми из них имеется приписка: «Личный снимок Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны».

Большую часть книги занимают пояснения по поводу пенсий и вспомоществований нижним воинским чинам. Многие солдаты возвращались с фронта, получив серьёзные ранения, искалеченными. Дома им выплачивались пенсии из государственной казны. В пояснениях подробно излагалось, на какие разряды делятся раненые воины, сколько кому средств предназначено в качестве компенсации. Такие разъяснения, как сказали бы сейчас, имели и практическую и пропагандистскую цель. Их смысл: родина не бросает своих увечных солдат на произвол судьбы и будет заботиться о них и их семьях.

К счастью, Иван Егорович, получивший в подарок книгу, избежал ранений. Когда началась революция, он перешёл на сторону красных. В памяти молодого красноармейца неизгладимый след оставило форсирование озера Сиваш в 1920 году под командованием М.В. Фрунзе. Там перед солдатами выступал Демьян Бедный - поэт-агитатор, зажигавший своими революционными стихами сердца слушателей. В память о встрече поэт подарил каждому солдату свою книжку. Иван Егорович знал наизусть каждую строчку из неё и при случае читал родным наизусть.

События, происходящие в России в начале века, отложили свой трагический отпечаток на судьбы этих людей. К сожалению, до нас дошли лишь малые крупицы воспоминаний о наших земляках, которые отстаивали независимость страны, выполняя священный долг перед Родиной. Их героизм стал забытой летописью России.

Н. ТОРОПОВА, краевед, с. Байкалово

Категория: Нам пишут | Просмотров: 1444 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0