08:41 А «телеглаз» всё не о нас |
Дорогая редакция! Житель я городской, но вашу газету выписываю более двадцати лет, потому что сам и мои предки от сохи. Правда, родился я не в Тобольском районе и не работал в нём, но всей душой люблю эти края и часто путешествую по деревням. Конечно, они умирают. Там становится больше дачников, чем местного населения. Очень хорошо, что вы постоянно поднимаете тему возрождения этих угасающих родников, которые когда-то били во всю свою мощь и наполняли живительной влагой большие российские просторы.
Но, к сожалению, на нашем телевидении не стало ни одной передачи о жизни деревни. Этот вопрос, конечно, не к вам, но мне хочется высказаться, так сказать, излить свою душу родной газете. А ещё понять, почему центральные каналы так равнодушны к бедам деревни. Мельтешат на экране сериалы про бандюг да бизнесменов с длинноногими красотками, а вот крестьянину в ящике места не находится. Или в России совсем перестали выращивать хлеб, под корень извели все фермы, умерла аграрная наука? Не думаю, что это так.
Когда-то была одна программа «Сельский час», которую вёл великий журналист и публицист Юрий Черниченко. Тогда, мне кажется, в воскресный день все селяне откладывали работу и садились у телевизоров, чтобы посмотреть передачу. Присоединялись и горожане. Однако настало новое время, новая эра началась на телевидении, и в сверкающих роскошью супермаркетах с заокеанскими продуктами не нашлось места для деревенских товаров, а на экране - для Черниченко.
По мере продвижения в светлое капиталистическое будущее становилось ясно: из трёх своих главных функций - информировать, просвещать, развлекать - ТВ с лихвой выполняет лишь последнюю. Особенно это наглядно доказывают зимние новогодние и рождественские каникулы: на всех каналах одни и те же надоевшие лица эстрадных певцов и певичек и прогон фильма «С лёгким паром».
Начальникам как всегда не до села. Крайне редкие телеопусы на тему сельского хозяйства огорчают: серо, скучно, невыразительные сюжеты и лица - словно кто-то не передачу снимает, а ставит очередную палочку в унылом профкомовском реестре. Тут всё ясно: передачи о сельском хозяйстве не рейтинговые. А это для ТВ подобно приговору. Но ведь и программа о дачниках тоже, скорее всего, не шибко популярна. Тем не менее, она существует и радует своих поклонников. Не сомневаюсь, что наши селяне достойны проекта, похожего по задачам, тону и настроению на тот, который делал Юрий Черниченко.
Мне кажется, спрос на такую передачу будет. Ведь не случайно сериал «Участок» с успехом прошёл на Первом канале. Думаю, дело не только в популярнейшем Сергее Безрукове. Бандит из «Бригады» у него получился гораздо выразительнее сельского милиционера. Полагаю, зрителя прежде всего привлекла хоть и киношная, идиллическая, но всё же деревня как возможность другого мира, более чистого и справедливого, нежели тот, в котором они обретаются. Смею предположить, что в сериале удалось показать «простое величие простых людей». Вот уж чьи ирония и здравомыслие способны потеснить глупость жизни.
У меня такое мнение, что сегодня не существует аргументов, которые заставили бы руководителей телеканалов обратиться в сторону деревни. Земля ведь никуда не денется. В этой связи вспоминается персонаж Романа Карцева - администратор одесской филармонии, который часто интересовался у райкомовских начальников: «Учение Маркса вечно?». «Вечно!» - неизменно подтверждали начальники. «Ну, так я ещё успею», - отвечал администратор. Судя по всему наше ТВ относится к сельскому хозяйству так же, как одесский администратор к учению Маркса.
На мой взгляд, есть ещё более сложные, глубинные причины для сворачивания темы о деревне и сельском хозяйстве. Ведь говорить об этом можно по-разному. Идеал - это, конечно, опрятная старушка в круглых очках, выглядывающая из симпатичного домика с криком «Дети, идите пить молоко!». И жизнеутверждающий слоган «Хорошо иметь домик в деревне!». Однако всякий, имеющий домик в деревне, скажет вам, что ни старушек таких, ни домиков в деревеньках нет. Зато в избытке грязь, отсутствие газа, заросшие ивняком и кустарником поля. Вот, наверное, по этой причине ничего не говорит телевидение о нашей деревне. Зачем каждый день слышать, что она неблагополучна. Не получается о сельском хозяйстве говорить без политики, ведь даже дощатый домик, куда бегает крестьянин по нужде зимой и летом во всём мире считается признаком гуманитарной катастрофы.
Но, думаю и надеюсь, что поймут власти: без деревни мы никуда не продвинемся. И наконец-то появятся на ТВ программы и интересные проекты, рассказывающие о жизни деревни и развитии сельского хозяйства. Пока же спасибо газете, что так нежно и правдиво рассказывает о деревне и её людях.
Николай Мерзилов, г. Тобольск |
|