Главная » 2021 » Октябрь » 8 » Национальный проект «Образование»..«Меня выбрала история»
15:07
Национальный проект «Образование»..«Меня выбрала история»

 

 В канун Дня учителя   губернатор Тюменской области Александр Моор  поздравил   педагогов — победителей Всероссийского конкурса  на получение  денежного поощрения, утверждённого Указом Президента РФ.  Правда, в этом году  традиционный приём проходил в онлайн-формате. Благодарственное письмо губернатора Тюменской области за профессионализм и  достижения в педагогической деятельности получила    учительница истории и обществознания  филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» — «Верхнеаремзянская СОШ имени  Д.И. Менделеева» Ольга Бухарова.

Именно  её, историю, считает она  великим учителем.  Ольга Васильевна – краевед с   более чем тридцатилетним стажем, и её по достоинству  оценили в прошлом году  на Всероссийском конкурсе  краеведов, работающих с молодежью. Она  убеждена, что история   учит  жить по совести,  уметь преодолевать любые лишения, воспитывает в человеке веру в  светлое будущее.  Это Ольга Бухарова,   неугомонный человек,  талантливый изыскатель, преданный  своему призванию и предназначению, доказала на примере своих исследований и  работ     учеников, которые под её руководством      увлечённо     пишут  рефераты и статьи, основанные на  местном материале.   Педагогу удаётся    находить   пытливых и     любознательных ребят,  которых интересует  прошлое своего края,  и вдохновить на  творческий поиск.   Ежегодно проходящие  научно-практические конференции показывают, что плоды их трудов востребованы.  А если они  востребованы  молодым поколением, хочется вновь и вновь вести их    по дорогам  истории  малой родины.

   За годы моего знакомства со многими сельскими краеведами знаю, что свою общественную нагрузку они несут добровольно, можно сказать, выполняют гражданскую миссию. Они выстраивают тот мостик, который соединяет  прошлое и настоящее, без которого нет будущего.     А как ступила на стезю краеведения юная выпускница Тобольского педучилища, ныне заведующая Верхнеаремзянской школой Ольга Бухарова   и, несмотря на   педагогическую деятельность,   сумела реализовать   немало краеведческих задумок и помыслов? Об этом  мы беседуем в сегодняшнем интервью и надеемся, что оно вызовет  интерес у наших земляков.

— Начнём   с традиционного. Откуда ваши корни?

  Я родилась в деревне Потаповой. Но с раннего возраста  живу в Верхних Аремзянах. Родители мои  Александра Ивановна и Василий Степанович  работали в колхозе «Красная Звезда». Нас в семье  шестеро детей, а педагогом стала я одна. Окончила родную школу-восьмилетку в 1986 году. Первым учителем была Анастасия Артемьевна Бухарова. В то время мы учились в одном кабинете сразу три класса. Сейчас удивляюсь, как она успевала нам всем объяснить. Конечно, было много самостоятельной работы. Но не помню, чтобы кто-то  шумел на уроках, мешал другим.   Не забыть приём в октябрята, пионеры. Как я гордилась этим, нравилось носить красный галстук, участвовать во всех  школьных мероприятиях. В памяти остался и приём в комсомол, сначала в школе, а затем ещё ездили в райком комсомола.  Там с какой-то дрожью и волнением отвечали на вопросы, мне давали напутствия, которые   я  всегда старалась  соблюдать.

С большим уважением вспоминаю классного руководителя, учителя биологии и географии Галину Мальцеву. Она научила нас  многим премудростям и навыкам —   трудолюбию, честности, активной жизненной позиции, умению доводить начатое дело до конца, дружбе.  Наверное, каждый педагог за время моего обучения в родной школе  оставил добрый след в душе. Это всегда так.  А через несколько лет я вернулась в родные стены уже как их коллега. И тут моим наставником  снова была Галина Николаевна. С благодарностью вспоминаю  директора школы В.И. Ерёмина, который принял меня в педагогический коллектив, опекал по-отечески.

 После окончания нашей школы  я поступила в школу №1  Тобольска.  И вновь мне повезло с учителями. Моим классным руководителем была Галина Николаевна Лицман, она преподавала физику и астрономию.  А Николай Дмитриевич руководил тогда районным отделом образования. В классе я была единственной ученицей из сельской местности. Галина Николаевна помогала мне адаптироваться в новом коллективе, опекала.  Когда она ушла  в городской комитет  образования, нашей классной стала учитель истории и обществознания  Е.А. Зубова.  Молодой специалист, она была с нами, старшеклассниками, на «одной волне».  Мы ходили в кино,  на зимние каникулы съездили по путёвке в город Горький (теперь Нижний Новгород). В этот период у меня укрепился интерес к истории и археологии, желание стать учителем. Связь с ней до сих пор поддерживаем, общаемся.

После окончания школы в 1988 году  я поступила в Тобольское педучилище на школьное отделение по специальности «учитель начальных классов». Два года учёбы пролетели незаметно. Нас готовили не только как учителей, но и как пионервожатых. Жили активно. Рядом с нами всегда была наш куратор — Любовь Васильевна Романова. Многие из нашего выпуска  продолжают работать учителями.  С Любовью Васильевной так же поддерживаем связь, хотя прошёл уже 31 год.

С 15 августа 1990 года  работаю в родной школе. Сначала     учила  ребятишек начальных классов. С 2003 года меня назначили учителем истории с условием, что буду учиться в пединституте. Так пришлось совмещать работу и учёбу заочно в ТГПИ по специальности «учитель истории». С 2000-го руковожу школьным музеем. Полтора года  отработала  завучем по учебно-воспитательной работе. В 2013 году  приняла должность директора школы, а с марта 2016-го —  заведующей филиалом.

— Когда пришло осознание, что вы живёте на особой земле, связанной с великими  именами?

— Ещё школьницей знала, что село наше особенное,   здесь жил   великий учёный. Но нигде это особенно не упоминалось, внимание  как-то не акцентировалось. Поэтому, когда училась в Тобольске, начала  собирать материал о нашем селе, читать книги о Менделееве. Будучи студенткой педучилища, познакомилась с  учёным  А.А. Макареней, который в тот период   преподавал  на биохимическом факультете. Он совместно с другом-журналистом А.И. Нутрихиным в 1982 году  написал книгу о нашем земляке «Менделеев в Петербурге» (она есть у нас в музее, с автографом  Нутрихина). Я переписывалась с Нутрихиным, он проживает в Петербурге, и мы до сих пор поддерживаем связь.  В 1996 году у него вышла ещё одна книга о Д.И. Менделееве — «Жаворонок над полем», в 2019  он переиздал её под названием «Мальчик из Тобольска». В предисловии он упоминает и  моё имя,   т.к. я  помогала в сборе краеведческого материала. Так постепенно я втянулась в эту деятельность, расширился круг знакомых, общение с работниками музея-заповедника, работа в архиве и т.д.

— Почему вы выбрали историю?

— Скорее, это история выбрала меня. Мне она нравилась со школы, старалась читать дополнительную литературу, краеведческий и археологический материал. Собирала  заметки  по краеведению из газет, книги читала.  Так случилось, что, когда в 2003 году я   вышла из декретного отпуска,  мне не было места как учителю начальных классов. Предложили вакансию учителя истории: раз   самая молодая — значит, легче перестроиться. В отделе образования мою кандидатуру утвердили. Но поставили условие, чтобы училась заочно по специальности. Одним словом, с факультета  методики начального образования мне пришлось перевестись на  исторический со специализацией «историческое краеведение».

В это же время  мне и доверили школьный музей.   Моими  помощниками   здесь были  Галина Трофимовна Бонифатьева, директор  музея  народного образования  при вузе, и  Галина Скачкова.  Галина Константиновна была также моим научным руководителем   по написанию диплома, научила работать в архиве с документами, обрабатывать их. Эти навыки  мне пригодились уже при работе с детьми  в краеведческом кружке.

 — Вспомните,  как вы начинали работу с детьми в области краеведения, в каком состоянии  был музей и кто помог его открыть?

— Музей был открыт  благодаря стараниям Г.Т. Бонифатьевой в 1995 году  как подарок ко Дню учителя. Это была комнатка на 15 кв. м. Маленькая, так заполненная экспонатами, что и посетителям неудобно было проходить.  Материалы, фото прикреплены на мебельные гвоздики, на серый картон, надпись — от руки. Конечно, в  то время материалов и средств не было. Но самое главное было    сделано — музей    заявил о своём существовании. Галина Трофимовна первое время приезжала из города, вела краеведческий кружок, проводила экскурсии. Когда уже не могла  совмещать эти поездки, музеем руководили учителя. И  уже потом  доверили мне.

— Сохранение  наследия и памяти — это  нелёгкая миссия.  Кто поддерживал вас?

— Задача музея — не только сохранить наследие предков, но и нести это в массы, оживить историю. Да, это сложно.  Да и специального образования у меня не было. Помогали поездки в другие школы, где были музеи, различные  семинары, советы бывалых краеведов и доверие директора Марины Семёновны Шестаковой. С  2004 года, когда  в селе открыли музейно-мемориальный комплекс, установили бюст Д.И. Менделеева,  возрос интерес к нашему селу, росло количество посетителей музея. С каждым годом поток этот увеличивался. Я проводила для них экскурсии, нарабатывала опыт. Училась в институте, работала в архиве, собирала материал по истории  населённых пунктов поселения. Использовала собранные материалы на уроках, во время экскурсий и с детьми при подготовке к конференциям. Постепенно стали выходить  на участие в конкурсах — сначала на районный, затем  областной и всероссийский уровни.

С каждым годом сложнее увлечь детей такой кропотливой работой. Требуются усидчивость, желание, интерес к познанию. Но детям читать это самим неинтересно, работать с документами скучно. Работаю выборочно, если ребёнка и дома поддерживают — получаем результат. Конечно, большая поддержка   и со стороны коллектива школы, коллег, родителей, отдела образования, центра творчества. Это и радует, и одновременно  дополнительная ответственность. Ведь мы подняли планку, про нашу школу и  село знают теперь  далеко за пределами Тюменской области, на всероссийском уровне,  значит,  её нужно удержать.

Чтобы держать планку, нужны ещё крепкие тылы. Кто ваши    помощники, единомышленники? А еще говорят, что ваша школа отличается от других  тем, что в ней   по-домашнему уютно, сюда хочется приходить вновь и вновь.

— В первую очередь  моя семья, понимание детей и мужа, взаимовыручка, распределение обязанностей. Да, сложностей и трудностей было много, когда приходилось учиться и работать, имея  троих несовершеннолетних детей. Постепенно дети стали  помогать всё больше и больше. Рациональное распределение домашних обязанностей облегчало заботы по дому. Сейчас все трое уже  взрослые. Дочь подарила нам внука и  внучку.

 Когда в 2013-м  меня назначили директором школы, было неожиданно и сложно одновременно. Я не  была готова  принять коллектив. А тут  одновременно началось строительство нового здания. Это тоже  высокая степень ответственности. Но меня поддержали — отдел образования,  коллеги, семья, сельчане не оставались в стороне. И мы справились. Школу надо было благоустраивать, обживать. Хотелось сделать её красивой, уютной, комфортной, чтобы дети чувствовали себя как дома. И нам это тоже удалось. Большую роль здесь сыграл технический персонал. Мы озеленили коридоры, благодаря нашей умелице — завхозу Любови Чарковой у нас есть уютные уголки, её умелыми руками создаются фотозоны к праздникам, двор зимой превращается в зимнюю сказку.  Галина Тестешева очень любит цветы, она и  посадит, и подскажет, как ухаживать за ними.  В столовой  у нас  уютно по-домашнему, и дети бегут сюда с радостью.

В новом здании  преобразился и музей. Сюда приезжают со всех уголков  России.  Благодаря  выигранным грантам   «Формулы хороших дел» мы пополнили  базу биолого-химическим оборудованием. Я благодарна руководству  «ЗапСибНефтехима» за финансовую помощь  в реализации наших идей. У нас хорошая спортивная зона. Центр творчества Тобольского района помог установить скалодром,  ребятишки с увлечением занимаются в  спортивных секциях. Они регулярно выезжают на районные и областные соревнования и довольно успешно представляют нашу школу. Тренер детворы, учитель физкультуры Артём Махиянов в этом году был отмечен Благодарственным письмом депутата областной думы Владимира Майера.  Много  детей посещает кружки  Линизы Авазовой, они учатся работать с разными материалами, делают поделки на конкурсы, члены научного общества «Эврика» ставят опыты и эксперименты.  Благодаря Линизе Питбулатовне школа утопает в цветах, которые она выращивает с детьми из семян.  Рассадой  мы  засаживаем клумбы в школьном дворе, излишки реализуем населению.   Надо сказать, что  Линиза Авазова тоже была отмечена в этом году   высокой наградой,  знаком «Почётный работник общего образования и воспитания». Не так давно влилась в коллектив  учитель математики и педагог-организатор Алёна Митина и сразу же  нашла подход к детям. Они ей доверяют и помогают. Также можно сказать слова благодарности каждому педагогу.

Моя школа — мой второй дом. Здесь вложено много сил —  и физических, и духовных. В школу всегда иду с хорошим настроением. Все домашние дела отходят на второй план. Да, бывают моменты, когда что-то  могло  пойти не так, как задумывала. Волнуюсь и переживаю, когда готовимся  и проводим мероприятия для гостей. Как и везде,  бывают взлёты и падения, радости и огорчения. Переживаем и расстраиваемся из-за детей, волнуемся и болеем  за них, наверное, больше, чем за родных…

 Но даже  став директором  школы, я  уже не представляла свою деятельность без музея, без работы  по краеведению. В новом помещении  приходилось начинать с нуля. Мы искали спонсоров, продолжали  собирать экспонаты, занимались оформлением. Здесь мне помогали члены родительской общественности, управляющий  совет школы.  А юные краеведы радовали своими успехами на  научно-практических конференциях и конкурсах. В 2013 мы впервые вышли  в финал во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Менделеева (автор Любовь Коскина),  в 2016 году  на этом же конкурсе победила Наталья Тестешева, которая получила президентский грант в 60 тысяч рублей. В 2020 году  в качестве финалистов в этом престижном конкурсе участвовали Полина Сильченко и Алёна Чаркова.   Подает надежды и наша юная исследовательница, ученица 8 класса Диана Молостова. Наш проект вылился  в увековечение памяти выпускника школы, учёного В.И. Саламатова. Первого сентября на здании школы благодаря финансовой поддержке СИБУРа  была открыта памятная доска в честь   земляка.

Надо отметить, что наша школа сотрудничает со многими организациями, и  всё это во благо учебно-воспитательному процессу.  Частыми гостями  стали учёные  Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН, дети выезжают на экскурсии, соревнования, конкурсы, участвуем везде, где нам по силам. Слова благодарности можно сказать и в адрес нашего  теперешнего директора Марины Быковой. Мы — филиал Прииртышской школы, но во многом самостоятельны. Марина Михайловна   поддерживает мои идеи, радуется нашим успехам и начинаниям, доверяет, а доверие надо оправдывать. Порой не хватает времени ещё и руководить музеем. Но и расставаться с музейной работой я не собираюсь. Это моё увлечение. Хобби переросло в нечто большее. Я с удовольствием занимаюсь  им, провожу экскурсии каждый раз, как будто снова проживаю жизнь с Менделеевым в нашем селе. Читаю краеведческую литературу, работаю в архиве во время каникул или в отпуске. Общаюсь с учёными-историками, археологами, экскурсоводами. Мне это приносит удовольствие, появляются новые идеи, планы. Хочется привлечь к нашему селу как можно больше людей, общественность.  Ведь наше село с непростой историей, здесь столько знаменитых личностей! Одно имя Менделеева чего стоит! Надо  воссоздать их имение, стекольный завод — пусть  это всё будет музейной зоной.  И памятник матери    великого земляка —  Марии Дмитриевне Менделеевой, я считаю,  необходимо поставить.  Ведь если бы не было её, не было бы и учёного Менделеева.

 Вопросы задавала Клара КУТУМОВА 

Просмотров: 147 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: