Главная » 2016 » Январь » 20 » ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ
16:07
ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ

Что значит для каждого из нас семья? – задаётся вопросом уроженец села Ермаково Николай Александрович Гурьев…И его письмо-воспоминание нельзя читать без волнения. 
«Моя мама Зоя Николаевна родом из деревни Осиновка Ярковского района. Её родители считались середняками. Надеждой и опорой отца были три сына, подрастали и помощницы матери – три дочки. Жили справно, привыкли во всём полагаться на себя, умели считать каждую копейку, исправно платили налоги. 
Нашлись завистники, состряпали донос. Мама рассказывала, что деда арестовали 1 ноября 1936 года. И как будто канул в воду.  
Спустя много лет, когда вышло постановление о реабилитации репрессированных, одна из дочерей обратилась с письмом в областную комиссию. Оттуда пришёл ответ, в котором сообщалось, что «Баженов Николай Александрович был подвергнут по статье 58-2 к высшей мере наказания. Двадцать пятого января 1958 года реабилитирован, дело прекращено за отсутствием состава преступления».
Позже я съездил в архив ФСБ в Тюмени. Разыскал материалы дела, из-за которого пострадал дед. По сфабрикованному НКВД «делу Татаркина» проходило 60 человек. Из них 53, в том числе и дед, были расстреляны в Тобольской тюрьме через 20 дней после ареста, остальные осуждены к 10 годам лагерей. Нашёл фамилию доносчика, им оказался односельчанин… Моему деду было всего 42 года.
Слава Богу, что клеймо «врагов народа» не коснулось его детей. Они до конца исполняли свой долг перед Родиной. Младший лейтенант Михаил Баженов воевал в 951-ом стрелковом полку 265-ой дивизии. Он погиб 30 октября 1942 года под Москвой. Дяде Ване, который находился на передовой с самого начала войны, повезло вернуться домой живым. 
Мама до войны успела поработать в Ярковском райфинотделе. Тяжело прихо-
дилось семье без кормильца. Брат Павел и сестра Александра в поисках лучшей доли уехали на север. Зоя с Евдокией отправились в Тобольск. Пришли в военкомат, откуда их направили на переработку рыбы на Первомайский рыбозавод, находившийся в  Бекеревке. Мама записалась на курсы медсестёр, рвалась на фронт. Но армии нужно было продовольствие, рабочих рук не хватало, поэтому снова пришлось вернуться  на завод. Работали сутками.  
В августе 1943 года маму перевели старшей на участок рыбозавода в деревню Суклём Ермаковского сельсовета. Работы было невпроворот, но мама оказалась не из робкого десятка. У местного населения она пользовалась большим уважением. Здесь через несколько лет она повстречала свою судьбу – моего отца Гурьева Александра Ивановича.
Гурьевы – фамилия в этих краях известная. Мой дед Иван ямщичил, возил рыбу в Тюмень. возвращаясь однажды, трагически погиб в Созоновом бору. Отец родился в 1918 году в большой семье, где насчитывалось 12 детей. С малых лет не боялся никакой работы. Ответственного, прямого, умеющего отстаивать свою точку зрения юношу в 20 лет выбрали секретарём сельсовета. А через год, в 1939-м он ушёл в армию. Попал на Дальний Восток, где и прослужил до 1946 года.  
Вернувшись домой, солдат принял свой секретарский пост. А в 1950 году отец стал первым председателем объединённого колхоза «Новая жизнь». В этом же году женился. А вскоре появился на свет я.
Шёл уже пятый послевоенный год, но колхозникам легче не стало. Трудностей хватало. В одну зиму в деревне Коноваловой волки перерезали большое количество овец. Отец сильно переживал, душой болел за колхозное дело, людей. Поэтому решил уйти с должности. С закадычным другом Тимербаем Ибрагимовым из Суклёма они прошли курсы трактористов. После учёбы друзей направили в Бизинскую МТС. Папа работал в родном колхозе, пахал, сеял. Правда, изношенное сердце не выдержало, отец ушёл из жизни, едва достигнув 40 лет.
Мама тогда осталась с тремя ребятишками на руках. Трудно ей пришлось бы, если бы не помощь бабушки по отцовской линии Прасковьи Афанасьевны. Она и пацанов растила, и помогала ухаживать за хозяйством. Мама устроилась продавцом в потребкооперацию, отработала в торговле 42 года. За высокие показатели была награждена знаком «Отличник советской торговли». Она умерла в 2004-ом. До конца своих дней не соглашалась на переезд в город, не хотела расставаться с родным селом».
Дети Гурьевых своих предков не посрамили. Отцовские заповеди привели автора письма, Николая, в Соколовское ПТУ, где он выучился на механизатора-тракториста. В 1972 году его направили в школу мастеров-строителей. Вернувшись с учёбы, Николай Гурьев строил коровники, школу, объекты хозяйственного назначения.
Стал членом КПСС, был избран секретарём местной ячейки. В 28 лет был уже председателем Ермаковского сельского совета и неосвобождённым секретарём совхозной парторганизации.  
После окончания Свердловской партшколы работал в Тобольском зверосовхозе, затем заведовал отделом пропаганды и агитации райкома партии. В постперестроечные времена Николай Гурьев возглавил ПМК «Агропромстрой». С землёй, родным районом так и не порывал. За производственные успехи Николаю Александровичу присвоено звание «Почётный строитель Росагропромстроя». В настоящее время он на пенсии.
Средний брат, Леонид Гурьев, известен на всю Россию, да и за пределами страны его знают. Он воспитал целую плеяду выдающихся биатлонисток. На весь мир прославились его талантливые ученицы, олимпийские чемпионки Луиза Носкова, Ольга Мельник, Галина Куклева, Альбина Ахатова. В своё время он возглавлял женскую сборную России по биатлону. Сейчас воспитывает молодой спортивный резерв Тюменской области.
ПОДГОТОВИЛА Клара КУТУМОВА

Категория: Нам пишут | Просмотров: 1183 | Добавил: redaktor | Теги: СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | Рейтинг: 0.0/0