16:02 Бездорожье – лишь часть ландшафта для умеющего летать | |
Вы любите природу и приключения? Вы хотите путешествовать по самым экзотическим и непроходимым местам на планете? Тогда вам нужен вездеход – транспортное средство, которое может передвигаться по любым типам поверхности, включая грунт, песок, снег, лед, болото и водные преграды. В мире автомобильной промышленности история вездеходов олицетворяет технические инновации, смелые исследования и стремление к преодолению самых сложных природных преград. От первых неуклюжих конструкций до современных высокотехнологичных моделей – вездеходы прошли долгий путь развития, став символом надёжности и проходимости в самых тяжёлых климатических и дорожных условиях. Именно такой путь – от простого к сложному характерен для Георгия Мезенина и его сыновей Максима и Евгения – основателей ООО «Мег Вест», что расположено в селе Бизино Тобольского района. Их детища – снегоболотоходы «Хищник» могут свободно передвигаться по глубокому снегу, вязкому болоту и даже плыть по воде. В месяц компания производит около семи машин. А начиналось всё с малого. Семья Мезениных переехала с Урала в Сургут, когда старший сын Максим был ещё ребёнком. В последствии у молодой четы появилось ещё трое детей. В 1990-е многодетной семье приходилось зарабатывать сбором лесных ягод, а значит, проходить несколько километров по болотам. Конечно, проще было бы не ходить пешком, а ездить и без проблем добираться до самых труднопроходимых мест. Так и пришла идея создания чудо-техники.
Вот так и сложился клуб по интересам мужчин семьи Мезениных, а впоследствии и целое производство. Первый вездеход был сборным из разных комплектующих машин. Он был небольшим, вмещал всего до четырёх человек. Мосты от «Нивы», колёса «Трэкол», двигатель от простых «Жигулей». Машина получилась достаточно лёгкой и с хорошей проходимостью, при этом достаточно шустрой. Модель быстро приглянулась рыбакам и охотникам. – До того момента, как была запущена и продана мелкая серия первого вездехода, было разработано порядка 10 разных прототипов. Искали в каждом что-то своё, чего нет у других, — рассказывает Максим Мезенин. А кроме того, нужно было найти и рынок сбыта для столь специфичной техники. Первую модель как индивидуальную, творческую работу предприимчивые изобретатели выставляли на трассе, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей. И вскоре машина была куплена ханты-мансийским предпринимателем, а дальше людская молва не хуже современной рекламы разнесла повсюду весть о сибирских кулибиных. Были такие моменты, что на нашей технике люди ехали где-то по болоту, были замечены пролетающим вертолётом, а летевший в нём какой-то большой начальник увидел машину в деле. Ему понравилось, и пошёл заказывать у нас, — вспоминает Максим Георгиевич. Конструкцию после усовершенствовали и даже запатентовали собственную фишку — поворотный мост, который не имеет аналогов. Вместо переднего классического моста на «Хищниках» установлен задний. — Здесь работает принцип тележного поворота, мост целиком поворачивается. Плюсы в том, что мы экономим вес, упрощаем конструкцию, и это нам даёт бонусом дополнительную проходимость. Получается некая имитация перелома. Это помогает на бездорожье, вездеход как бы сам себя помогает вытаскивать, — объясняет руководитель компании. При этом на «Хищниках» стоят самые большие колёса, которые почти не используют для подобной техники. Но, несмотря на огромные покрышки, которые в диаметре могут быть размером с человека, машина остается габаритной и на ней можно ездить и по обычным дорогам. Поначалу компания работала в Сургуте. Официально ее оформили в 2007 году. В Тобольском районе предприятие по выпуску вездеходов марки «Хищник» обосновалось не случайно — там была пустующая производственная база. Часть земель вместе с производственной базой Мезенины выкупили в собственность, часть оформили в аренду с правом последующего выкупа. Производственная база им, правда, досталась в полуразваленном состоянии. Процентов 70 пришлось восстанавливать. Сегодня цеха «Мег-Веста» пригодны для эксплуатации. Трудятся здесь жители Тобольского района и Тобольска. «Рождение» техники с сугубо мужским характером мы наблюдаем, переходя из цеха в цех вместе с руководителем предприятия.
И все пожелания производитель старается учесть.
Приобретают машины, рождённые на тобольской земле, как в личное пользование любители охоты, рыбалки, так и для производственных целей — для заброски рабочих, грузов в труднодоступные места. Основная функция «Хищников» — это грузоперевозки на дальние расстояния. Техника эта отличается высокой грузоподъёмностью. При этом сохраняются и скоростные характеристики, и проходимость. «Хищник» спокойно проходит по, казалось бы, непроходимой поверхности, оставляя лёгкий след там, где человек уйдёт сразу по грудь, а то и с головой. Тобольские вездеходы бороздят просторы Тюменского Севера, Магадана, Чукотки, Камчатки. В настоящее время на предприятии выпускается около десяти моделей. Каждая новая модель рождается в спорах, бесконечных поправках в чертежах, в экспериментальной сборке и тест-драйве. Бывает и такое, что она себя не оправдывает и идёт на металлолом. Но чаще разработчики попадают в точку, и новой модели даётся жизнь. Самая большая статья расходов в «Мег-Весте» — новые разработки. Чтобы быть в тренде и оставаться востребованными, предприятию необходимо шагать в ногу со временем и даже чуть опережать его. На сборку одной машины уходит около трёх месяцев, по словам гендиректора. Можно уложиться и в более короткие сроки, но зависит это от комплектации и скорости сотрудников. Сначала появляется каркас вездехода, который делают из металлических труб. Это, по сути, скелет «Хищника» – несколько жутковатое зрелище открывается нам в одном из цехов: огромный металлический остов, словно скелет доисторического животного распластан на огромной площадке. Дальше его красят, обшивают алюминием, за счёт чего, кстати, машина весит всего около четырех тонн, а не больше, как могла бы. После снова красят, начиняют его внутренностями, утепляют пенолоном, устанавливают технику. И каждый этап этого процесса происходит дифференцированно, в специальных помещениях – от токарного цеха до сборочного. Внутри машин достаточно комфортно. Цвет кузова и отделку салона может выбрать сам клиент. В целом все вездеходы «Хищник» делаются на заказ. Машины стоимостью от 5 до 8 с небольшим миллионов покупают не только любители охоты, рыбалки и бездорожья, но и всевозможные предприятия, подрядные организации, которые работают в сфере нефтяной и газовой промышленности, энергетики. И даже МЧС. К примеру, «Хищник» в красном кузове был сделан по поручению губернатора для тюменских спасателей на случай пожаров. Однако вездеход в этом году успел поработать и на паводках — на нём по бездорожью доставляли песок для укрепления насыпей. В планах у компании расширение модельного ряда. Сейчас собирают экспериментальную модель с грузоподъёмностью до четырёх тонн — в два раза больше, чем у остальных моделей. Пока над новой моделью активно работают, лишь после всех проверок и тестов новый «Хищник» пополнит «стаю». География реализации машин широка в России, зарубежный рынок сбыта Мезенины пока не рассматривают, говорят, что их и отечественный вполне устраивает. Но несколько вездеходов были проданы в ближнее зарубежье – в Казахстан. Максим Георгиевич не скрывает, что за годы существования компании на рынке появилось много конкурирующих фирм: — Когда мы начинали свой бизнес в 2007 году, конкурентов можно было пересчитать по пальцам одной руки. В настоящее время конкуренция очень высока — 167 фирм — производителей вездеходов. И стоять на месте мы не имеем права, иначе нас просто затопчут и обойдут. Приходится крутиться и постоянно что-то новое изобретать, улучшать действующие модели. Из отечественного автопрома стараемся выбрать лучшее. Наша продукция пользуется спросом, наш бренд узнаваем. На наши вездеходы постоянно держится очередь, – не без гордости говорит Максим. — Безусловно, есть и другие сложности: мы живём в эпоху санкций, что не может не отразиться на деятельности предприятия. Увеличились сроки поставок некоторых агрегатов, узлов, запчастей. Даже болты порой оказываются в дефиците. Хотя всё, казалось бы, используем отечественное, за исключением моторов. Многие отечественные заводы ориентированы на выполнение военных задач. Что уж говорить об импортных поставках. Если раньше импортный двигатель поставлялся в течение месяца, сейчас на это уходит полгода и больше. А из-за этого происходит замораживание оборотных средств, и ценник в разы подскочил. Правда, политическая и экономическая ситуация в стране в последнее время снизила продажи, но мы не жалуемся, уверены, что это временное явление. Предприятие ориентировано на развитие. Наша продукция по-прежнему востребована. Наши «Хищники» бегают по северным и дальневосточным труднодоступным территориям. Они помогают в работе геологоразведке, нефтяникам, газовикам, осваивающим необъятные российские просторы. Кроме того, мы расширились за счёт третьей производственной площадки на месте бывшего льнозавода в Бизино, там оборудовали цеха. «Мег-Вест» взял на себя и важную социальную функцию бывшего посёлкообразующего предприятия, на базе которого открыт ещё один производственный цех, обеспечивая сельских жителей рабочими местами с достойной зарплатой, к отпуску, Новому году выплачиваются премии. Кадры на предприятии держатся. Есть даже династии — Гаркушей, Бокачёвых, Хрулиндиковых. Некоторые пары создались на предприятии. На постоянной основе происходит взаимодействие «Мег-Веста» с Ворогушинской администрацией: поддержка – когда материальная, когда техникой и рабочими руками, как это было во время паводка. Активную жизненную позицию занимает руководство и в оказании помощи военнослужащим, находящимся в зоне СВО, — финансовую, материальную. При частичной мобилизации отсюда проводили на СВО трёх работников. Их постоянно курируют в зоне военных действий и ждут возвращения на предприятие. На вопрос, счастливый ли вы человек, Максим Мезенин, не задумываясь, отвечает: «Грех жаловаться, мои близкие рядом, все здоровы, я могу помочь тем, кто в этом нуждается, это ли не счастье?» – Отец с детства приучал нас к труду и ответственности, а мама – к добру, – улыбаясь, отвечает он на мой вопрос о качествах характера, которые формируют такую незаурядную личность. Пожалуй, это искусство – быть счастливым и видеть нужды других, не оскудеть душой, быть справедливым, честным и чутким –именно так характеризуют своего руководителя его сотрудники. Галина Коваленко, фото Тимура Карымова | |
|