Главная » 2025 » Январь » 10 » Нацпроект «Демография» СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ
10:13
Нацпроект «Демография» СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

Скоро будет век, как в городе работает единственная в России фабрика художественных косторезных изделий, выросшая из артели. Тобольскую школу идентифицировать несложно: мастера берут в основном цевку, которую обезжиривают, отбеливают, для объёма склеивают и создают традиционные сюжеты (рыбаки, охотники, оленьи упряжки, лайки, совы).

Идёшь по местному аэропорту и краем глаза выхватываешь в сувенирной витрине что-то ослепительно белое, чистое, как фрагмент облака, – это и есть изделия тобольских косторезов. Как в любом промысле,  тут есть "поточные" вещи, а есть сложнейшие композиции – всё зависит от заказа и настроя самого мастера. Остальные школы страны – якутская, таймырская, архангельская, чукотская, магаданская – часто работают с зубом кашалота и бивнем мамонта, те более темного тона.

Косторезный промысел стал семейным делом и связующей нитью поколений семьи  Санаевых. Художники-косторезы Юрий и Диана живут в деревне Юрты Иртышатские Ворогушинского поселения.

Небольшую мастерскую во дворе своего дома Юрий обустроил в память о своём отце Сергее Юрьевиче Санаеве – творце, члене Союза художников, участнике международных, всесоюзных, всероссийских, региональных и областных выставок.  
Отец стал для Юрия учителем и наставником. С пяти лет мальчик видел весь сложный  технологический процесс обработки кости.

«Можно сказать, что я вырос на фабрике», – делится Юрий Сергеевич, отставляя в сторону незавершённую работу – скульптуру волка на траве. Отец доверял маленькому сыну полировку деталей и другую несложную работу, а  в 17 лет, перед призывом в армию, Юра стал заниматься сборкой изделий.

«Это довольно сложный процесс, и очень важно, чтобы от начала и до конца он был выполнен одним человеком и в одной эмоциональной нагрузке, только в этом случае работа будет целостной и гармоничной», – уверен мой собеседник. В искусстве резьбы по кости у каждого мастера свой почерк, своя техника, она может повторяться у его учеников, но уже с элементами новых наработок. Основам косторезного мастерства Юрий Санаев учился не только у  своего родителя. Два года он работал и постигал новые техники резьбы в мастерской Сергея Шаповала – тюменского художника, фотографа, скульптора, костореза, члена Союза художников и Союза фотохудожников. У отца преобладал декоративный подход, было много северной и русской тематики. У Юрия декоративный приём сочетается с растительным, которому он обучался у Сергея Шаповала.

«Видите, подставка скульптуры – трава», – Юрий мастерски вырезает на кости линии растительности и соединяет работу, теперь она полная и говорящая, как, впрочем, и все работы мастеров Санаевых.

На одной из выставок была представлена работа Сергея Юрьевича Санаева  «Одинокая старость» – маленькая  согбенная старушка. Мы не всегда задумываемся, сколько "всеумения" и мастерства вложил мастер  в скрюченные артритом и трудом корявые пальцы сгорбленной старухи.

…Как много подарила она тепла и заботы, сколько горя вынесла. Её морщины скрыли прекрасный образ молодости.  Но, несмотря на все тяготы и лишения, она живёт. И никто не спросит, зачем. Потому что любит жизнь или ещё не накопила на ритуальные услуги… Этими или иными размышлениями был отягощён один из посетителей выставки, но, по словам Юрия, он плакал, остановившись  перед этой работой, не замечая никого.

«Кость недостаточно обработать, в неё необходимо вдохнуть жизнь, движение, философское начало, она должна вызывать чувства, эмоции, побуждать к мысли и передавать красоту окружающего мира. Подбор материала и темы, следование анатомии – всё удивительно и неповторимо. Каждая работа, будто книга бытия», – резюмирует косторез. Все его работы именно такие: выношенные, осмысленные и  рождённые  в творческих муках. В поисках новых идей и решений Юрий три года жил в Абалакском монастыре и занимался восстановлением Липовского подворья: реставрировал Архирейский дом, кельи,  монтировал «Святой источник» из речной гальки.

Именно там были разработаны одни из лучших его работ – «Слезинка покаяния», «Спасители души» и «Ангел Хранитель».  Последняя  в 2023 году была отмечена специальным призом и дипломом международной выставки «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2023» в номинации «Художественная обработка кости и рога».

Ещё одна излюбленная тематика Юрия Санаева – православие. «Собор всех святых в Сибири» – завораживающее произведение этого направления. Она посвящена сибирским святым, которые в течение XVII–XXI столетий немало потрудились в укреплении православия на земле сибирской. Полтора года ушло у Юрия на эту работу. Её уникальность во множестве портретных композиций,ни одна из которых не повторяется.

«Хорошая работа та, в процессе которой ты не думаешь о деньгах», – эту заповедь отца Юрий помнит всегда. Его мысли прежде всего о творчестве, новых образах и решениях.

А ценителей  резных миниатюр более чем достаточно  – не оскудело общество потребностью в духовной пище. В плане реализации существует понятие «валовая продукция» и «коллекционная». Первая рассчитана на покупателей любого уровня  и продаётся в трёх точках торговых рядов Тобольска, некоторые работы   стоят в мастерской известного костореза  Минсалима Тимергазеева. Коллекционные  обычно выполняются на заказ и требуют больше усилий. Над одним из таких заказов для екатеринбургского коллекционера отец и сын работали вместе. Лет пять назад Санаевы стали активно развивать русскую тематику, многие из их работ заняли достойное место в региональных музеях и на выставках прикладного искусства. Сын продолжил дело традиционной санаевской техники и пошёл немного дальше: подписал социальный контракт, на средства господдержки купил оборудование и стал практиковать выездные мастер-классы среди сельских детей. Юрий Сергеевич начал с пришкольного лагеря в Ворогушино.

– Из десяти один-два ребёнка с твёрдой рукой, что очень важно в нашем деле, – объясняет Юрий. Он собирается продолжить популяризировать своё дело и заинтересовывать своих потенциальных учеников.  В  семье интересы мужчины разделяют жена Диана и младшая дочь Милена. Вопрос продолжения династии пока не решён, но Юрий не унывает – он тоже не сразу заболел  резьбой. Двадцать лет отработал на стройке плиточником, мозаичником, отделочником. Приобретённые профессии мужчина называет  своей «подводной лодкой». Многие возможности открывают перед человеком строительные специальности: в своём доме Юрий всё делает сам и реализацию плана «Дома-музея Санаевых» собирается осуществлять своими силами. Во дворе уже ждут своего часа закупленные строительные материалы.

– Каждые выходные я работаю над восстановлением фондов наших с отцом работ, их более 150, необходимо найти и систематизировать, это и есть первые шаги к созданию музея, – рассказывает Юрий. Главный секрет мастера – в искреннем обожании своего дела, гармоничном сочетании реализма и декоративного начала, философском подходе к фигуркам, пусть даже это и старушка размером с мизинец.

– За всё время я не занимался костью около полугода, даже когда работал на стройке, по ночам корпел над резьбой, это моя отдушина. Сейчас много новых технологий по резьбе, и молодёжь в основном ориентируется на прибыль, но поточная работа не живая. Только вкладывая душу, можно передать едва уловимые нюансы – поворот головы, движение травы, рукопожатие, – делится мой собеседник. Чтобы работать с костью, нужно её постигнуть, иначе с ней не договориться, считает он.  И у него это получается и по собственному убеждению, и по высоким оценкам  ценителей высокого искусства.

Тобольский косторез Юрий Санаев отмечен специальным призом и дипломом международной выставки «Сокровища Севера. Мастера и художники России 2023». Она проходила с 28 апреля по 2 мая в Москве. Главная её задача – сохранение и развитие народных  художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

Отец никогда не хвалил сына, он был очень сдержан на похвалу, лишь перед самым уходом одобрительно кивнул, увидев композицию сына «Дворовый футбол». Это было самой высокой оценкой для Юрия. На вопрос о вдохновении мой собеседник  не задумываясь отвечает: «Моя семья, её доверие и поддержка дают  такой потенциал, что не позволяет останавливаться на достигнутом, а ещё вера и божье благословение». За всё время нашей беседы Юрий перебирает в руках необычные чётки – ими его, когда он был болен, благословил отец Николай, его духовный наставник.

– Чётки – это не модная атрибутика, – уверен Юрий, – они позволяют нам сосредоточиться на важном: на молитве, на мысли, на чувствах.

Галина Коваленко

 

 

 

Просмотров: 33 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0