11:12 Ровесник региона . Кутумовы – лётная фамилия | |
Знаменательный юбилей отметил коренной житель деревни Татарские Медянки Хусаин Кутумов. За плечами ровесника региона, который старше его всего на полмесяца, большая и интересная жизнь, насыщенная трудовая биография, дела и события на благо родного края. Любовь к небу стала для Хусаина Ахатовича делом жизни, он посвятил авиации больше тридцати лет. Верные небу А ещё односельчане и бывшие коллеги уважительно называют его родоначальником лётной династии. Вертолётчиками, как и отец, стали сыновья Заур и Ахат. Сейчас в небо регулярно поднимается его внук Дауд, сын Заура, семейную профессию он продолжает в должности второго пилота пассажирского самолёта. Гены любви к авиации, видимо, передаются по наследству. …Тобольская авиация ведёт свой отсчёт с начала тридцатых годов прошлого столетия. Рокот маленьких юрких самолётов, которые обживали пространство над небольшой татарской деревушкой, расположенной на берегу Тобола, поначалу пугал и вызывал недоумение у местных жителей. Здешнее население испокон веков жило крестьянским трудом, кормила земля-матушка да богатый рыбой Тобол. Но спустя десятилетия авиация всё активнее обживала этот уголок, постепенно становилась на ноги, и всё чаще заворожённые деревенские мальчишки старались попасть ближе к аэродрому. Сколько разговоров было в деревенской среде, когда случалось повстречать людей в красивой лётной одежде! Многие авиаторы тогда из-за отсутствия жилья квартировали у местных жителей. Вот и Хусаин Кутумов, родившийся в военном 1944 году, со школьных лет буквально бредил авиацией. С друзьями они могли безошибочно определить тип пролетающей в небе техники – военно-транспортный самолёт ЛИ-2 или ПО-2, подолгу наблюдали за садящимися на реку гидросамолётами. Желание быть похожим на людей, чья жизнь связана с небом, охватывало подростка с каждым днём всё больше. «Мечтаю быть лётчиком…» – так он написал в школьном сочинении на тему «Кем я хочу стать». Правда, учителя и сверстники тогда посмеивались над ним: деревенским мальчишкам мечта казалась недостижимой. Окончив Медянскую семилетку, парень продолжил учёбу в школе № 15 Тобольска. И, получив среднее образование, с такими же мечтающими о лётной профессии друзьями переступил порог приёмной комиссии. К сожалению, нашего абитуриента подвело зрение… В 1966 году, отслужив в армии, Хусаин Кутумов вернулся домой. С заветной мечтой не расставался, поэтому пришёл в аэропорт с просьбой взять его на любую работу. Устроился мотористом в АТБ. Видя, как дотошно парень разбирается в технике, его вскоре перевели механиком-техником. Пока набирался опыта, успел и отучиться – заочно окончил Иркутский авиационный техникум. И всё-таки счастливый, иначе не скажешь, случай помог нашему герою исполнить заветное желание. В конце 1960-х – начале 1970-х годов авиапарк предприятия начал пополняться вертолётами, где в экипажи помимо пилотов нужны были бортмеханики, знающие технику изнутри специалисты. Так Хусаин, которому тогда уже подходило к 30, оказался в группе претендентов и, получив добро руководства, был направлен на курсы переподготовки в Кременчугское лётное училище. Шесть месяцев учёбы, практики и тренировок, и новоявленный бортмеханик влился в лётный экипаж. Забегая вперёд, скажу, что он тогда и подумать не мог, что Кременчуг станет отправной точкой в профессию и для его сыновей. Но об этом чуть позже. (Логотип от истоков к будущему) С большим удовольствием вспоминает ветеран авиации то незабываемое время… Это было время освоения северных территорий тогдашней обширной Тюменской области. Вслед за геологами на строительстве Западно-Сибирского энергетического комплекса трудились лесорубы, буровики, монтажники, строители и представители других профессий. В отсутствие нормальных дорог, железнодорожных магистралей вся надежда была на авиаторов, которые доставляли линии электропередач, необходимое технологическое оборудование, продовольственные и промышленные грузы, перевозили рабочих на отдалённые участки, обслуживали медиков. Винтокрылые машины в те годы были и средством передвижения. С лётными экипажами Тобольского авиапредприятия бортмеханик Кутумов избороздил тысячи километров воздушных трасс, от северных точек – Тарко-Сале, Берёзово, Нижневартовск, Новоаганск – до южных широт Тюменской области. Взгляд моего собеседника вновь устремляется в небо, туда, где прошли самые счастливые годы трудовой биографии. Смотреть на землю с высоты не надоедает никогда, уверены бывалые пилоты. Мир, который открывается из лётной кабины, совсем не похож на тот, что мы привыкли видеть снизу. Рассветы, закаты, огни больших городов и малых селений, голубые блюдца озёр и водные артерии, неповторимой красоты осенний пейзаж Заболотья – от этого зрелища дух захватывает всегда, как в первый раз. И какой бы погода ни была внизу, там, наверху, всегда светит солнце, и это ни с чем не сравнимое ощущение, которое испытывает авиатор! – Если бы не развал страны, – признаётся Хусаин абый, – летал бы, пока не списали… Но в начале 1990-х авиация начала уходить в пике. И служители небесных широт оказались не востребованы, лётному составу, налетавшему большой стаж в небе, пришлось «сложить крылья» на неопределённый срок. В 1994 году я ушёл на заслуженный отдых, благо налёт позволял. Да и к тому времени подрастала смена, сыновья, несмотря на сложное экономическое время, определились с выбором и готовились меня заменить. Старший Заур в 1992 году окончил Кременчугское лётное училище с дипломом пилота вертолёта. А через год, после перерыва (отслужил в армии), его окончил и Ахат. В общем, горжусь, что сыновья пошли проторённой дорожкой. Но рассказ о летной эпопее ветерана, наверное, был бы неполным без повествования о его верной спутнице Фаузие. Своими профессиональными успехами и достижениями, верностью избранному делу он обязан своей жене, с которой они идут по жизни вместе уже 57 лет (ещё три года – и бриллиантовая свадьба), Фаузие Валиевне. Не зря же говорят, что для пилота, как и для военного, да и для каждого мужчины, важен надёжный семейный тыл. Поддержку жены Хусаин Ахатович ощущал с самых первых лет совместной жизни. Она никогда не отчаивалась, даже тогда, когда мужу, казалось бы, с мечтой о небе пришлось расстаться, она умела найти нужные слова, приободрить. И когда появилась возможность выучиться на бортмеханика, готова была перетерпеть все трудности. Для неё не существовало никаких преград: чтобы поддержать мужа в период учёбы на курсах, она отправилась в поездку в Кременчуг. А вообще супруги в чём-то удивительно похожи – своим терпением, добрым и уважительным отношением к окружающим. Их союз был создан в непростой жизненный момент, когда Фаузие апе пришлось взять под опеку четверых младших братьев, оставшихся без родителей. Опорой и поддержкой ей тогда был супруг, который заботился о мальчишках как о родных. Конечно, разговоры о небе в семье не прошли даром для братьев Фаузии апы, трое тоже связали свою судьбу с авиацией. И смело можно сказать, что путёвку в профессию им помогла получить старшая сестра. Поистине этой женщиной, которая много лет учила ребятишек Медянской школы, её внутренним крепким стрежнем, силой характера можно восхищаться. Она не собиралась сдаваться обстоятельствам, когда после перенесённого инсульта потеряла слух. Здоровый образ жизни, привычка, унаследованная с молодых лет, когда она удивляла местных жителей утренними пробежками, помогал ей побороть тяжёлый недуг. Да и сейчас Фаузия Валиевна вопреки всем неурядицам с упорством занимается на тренажёрах, ездит на занятия в плавательный бассейн. А жизнь лётной семьи идёт по своим законам. Сыновья родоначальника династии Заур и Ахат нарабатывают лётный стаж. Старший Заур имеет два специальных образования – после Кременчугского училища он прошёл обучение в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации. Лётная биография сыновей, да и внука Дауда, связана с авиакомпанией «ЮТэйр». Как и отец, Кутумовы-младшие прокладывают трассы по воздушному пространству родной Тюменской области, побывали и в загранпоездках. Старший сын освоил самый грузоподьёмный вертолёт в мире – Ми-26, является командиром-инструктором. Из родного края – во все концы земли В апреле 2018 года Заур Хусаинович, будучи командиром эскадрильи, обслуживал высокоширотную экспедицию и почти месяц провёл на Северном полюсе. А ещё кроме Арктики в его лётной карьере Африка, где он летал в небе Эфиопии, Саудовской Аравии, Египта и друг стран, многократно пересекал экватор. Довелось выполнять свою задачу во время тушения лесных пожаров в Тюменской области, работать в других регионах. Средний сын Ахат после окончания училища остался в Кременчуге. Причина уважительная – встретил здесь свою судьбу, растил дочь и двоих сыновей. По профессии успел поработать немного, а после событий на Украине принял решение вернуться домой. Здесь и трудится рядом с братом и племянником в настоящее время. Как и все Кутумовы, верен небу и семейному делу. Свои первые шаги в профессию делает сын Заура. Ещё со школьных лет он готовился к поступлению в Ульяновский авиационный институт гражданской авиации. В отличие от деда, отца и дяди, Дауд решил учиться на пилота самолёта. С дипломом второго пилота он без особых затруднений влился в коллектив авиакомпании. Биография представителя третьего поколения династии только начинается, но юноша уже успел продемонстрировать ответственность, уверенность, основательность. Дома бывает редко, даже на юбилей деда не смог выбраться: позвонил из Баку, откуда поздравил юбиляра и пообещал навестить, как только получится. Поздравить ровесника региона приехали сыновья с родными, братья Фаузии Валиевны, ветераны авиации, пришли односельчане, живущие рядом соседи, с которыми юбиляра связывают общие воспоминания, годы трудовой деятельности, отданные развитию и процветанию Тобольского аэропорта, являющегося и по сей день важной воздушной гаванью тюменской авиации. Клара Ларина, фото Лилия Майорова и из семейного альбома.
| |
|