Главная » 2024 » Апрель » 8 » Год  семьи в России. Место  силы
12:12
Год  семьи в России. Место  силы

 

Село  Ермаково  стоит на пороге   знаменательного юбилея, ему исполняется 300 лет. Что вобрали в себя  эти  цифры? В них   трудовые будни и  праздники – всё, что именуется жизнью. Главным  же достоинством села остаются   люди, сильные, трудолюбивые,  отзывчивые, верные  родной земле,  надёжные и   честные, всем сердцем радеющие о процветании   малой родины. Жетиковы, Богдановы,  Поповы, Пушкины,   Соколовы, Стасенко, Гурьевы, Остяковы, Ашраповы  и многие-многие  другие…  Когда-то эти  фамилии  составляли гордость села,  люди, которые их носили,   были    всем сердцем преданны  родной  земле, крестьянскому труду.  

Счастье человека  складывается из нескольких факторов, но есть два главных:  родные люди и  любимое дело.  Николаю Александровичу  Гурьеву  в жизни повезло и  с тем, и  с другим.  Свой  семидесятилетний  рубеж он перешагнул, имея и  любимую  семью, и успешный  опыт работы  строителем, о котором мечтал с детства.

 Где родился, там  и пригодился

– Вся моя сознательная жизнь  прошла  здесь, в Тобольском районе, в  селе Ермаково, где я родился и работал до 1981 года, –  рассказывает  он. –  Потом уехал учиться  в высшую партийную школу  в   Свердловск и с  1985  года   стал  жить в Тобольске.

Родина моя – Ермаково, расположенное  в Левобережье. Отец Гурьев  Александр Иванович  в  1939 году  был призван в армию, потом началась война, он вернулся  только в 1946-м.  После войны его назначили председателем сельского совета. В  1949-м он  женился. Мама, Гурьева Зоя  Николаевна, родом из деревни  Осиновки Ярковского района.  Когда началась война,  она со своей родной сестрой  Евдокией  решила отправиться на фронт.  Приехали в военкомат проситься на курсы медсестёр. А их отправили на  рыбозавод, сказали, что  здесь, в тылу,  тоже надо помогать фронту  –снабжать бойцов  рыбными продуктами.  И маму отправили в Юрты Суклёмские работать приёмщиком, там заготавливали рыбу для фронта. Работа была  тяжёлая, приходилось таскать мешки с рыбой на себе. Отец  как председатель сельсовета ездил по деревням и в Юртах  познакомился  с мамой.

 В 1950-м его  назначили первым председателем объединённого  колхоза «Новая жизнь». Раньше в каждой  деревне – Ермаковой, Степановой, Подрезовой, Коноваловой были маленькие  колхозы, которые объединили.  Отец проработал пять лет, самых трудных, даже электричества  тогда не было. В Ермаково  свет появился  только в 1961 году! Сложно было управлять таким хозяйством, а здоровье  после войны   уже было подорвано. В 1958 году  отца не стало, умер скоропостижно – сердечный   приступ.

– Нас осталось у матери трое, – вспоминает Николай Александрович. – Мне восемь лет было. Отец успел поставить сруб под новый дом, мама  достроила, и мы стали жить в нём.  В Ермаково я окончил начальную школу, 4 класса,   в пятый пошёл в     Подрезову. Там школа  была  в помещении бывшей церкви,  которую построила жена  декабриста  Фонвизина, вокруг был разбит прекрасный сад.  Церковь добротная, на кирпичном фундаменте, под железной крышей. Там, в Подрезовой, жили  в интернате, на воскресенье уходили домой за   12 километров.  Сейчас этой церкви нет,   сгорела…

 Питались утром и вечером тем, что приносили из дома  – хлебом и молоком,  зимой доставали из кладовой  замороженные  круги молока и растаивали. Через год школу в Подрезовой закрыли, и я уехал учиться в Абалак – с шестого по восьмой классы. Это был замечательный период, вспоминаю с  восхищением!  Нас учили, воспитывали, прививали любовь к труду. Мы сами сажали и копали картошку, было своё подсобное хозяйство, овощехранилище.  В школе регулярно дежурили в столовой, мыли полы в классах, таскали дрова.  Не помню, чтобы мы  болели простудами – наше здоровье  всячески поддерживалось:  и рыбий жир давали, и к спорту приучали, зимой заливали корт, бегали на лыжах.  А еще там,  в Абалаке, я  полюбил столярничать благодаря  нашему учителю  труда  Николаю Ивановичу  Кузнецову. Мы сами  ремонтировали и делали парты, шкафы,   работали на токарных станках по дереву.

 Окончив  восьмилетку,  Николай, несмотря на то, что  мать хотела, чтобы он учился дальше и поступил в  институт, остался дома. Принял решение  помогать семье.  Поступил на механизатора в СПТУ-4 в Соколовку, поработал механизатором  в  родном  колхозе.

– Работал по этой специальности, а  тянуло к строительному делу, – признаётся  Николай Александрович. – Увидел объявление о наборе  в Тюменскую школу строительных мастеров.  Это был ускоренный  курс в филиале  техникума, на который принимали людей  с опытом работы  в строительстве – бригадиров,  мастеров без образования, практиков.  Пришёл к директору  колхоза   Павлу Фёдоровичу  Булашеву, он мне как второй отец был. Попросил, чтобы  направил на эти курсы.  «Тебя же не примут!» – «Ну, не  примут –вернусь!»  Дали направление. Приехал в Тюмень, там собеседование.  Женщина посмотрела документы, говорит: «У вас же нет практики!»  Признаюсь – да, но я  умею и люблю столярничать.  Прошёл собеседование. На другой день смотрю – зачислен!

 В 1972 году  окончил   школу, от армии была отсрочка, поскольку на иждивении    у матери были малолетние  дети. И я стал  работать мастером-строителем  в должности прораба  в родном совхозе до 1978 г.  Эти годы  были самыми активными в строительстве за все предыдущие: построили  школу, детский сад, пекарню, жильё, производственные помещения, три гаража,    коровник на 220 голов, овощехранилище, административное здание и многое другое.

Интересная  история  была  со строительством  свинарника-откормочника. Кирпича тогда негде было взять. А  я увидел в журнале  «Десятник» (был такой строительный журнал)  технологию строительства  из  опилкобетона: стены  получаются тёплые, не промерзают, сырости нет, и к тому же крепкие. Пришёл к директору, говорю, мол,  давайте  построим такой свинарник! Он согласился, дело хорошее, но рискованное, поскольку новое.  Если получится, то пообещал премию  за применение  новых материалов  в сельском хозяйстве.  Большой свинарник получился, метров  восемьдесят в длину, оштукатурили, побелили.  Смонтировали транспортёры, всё оборудование. Приезжает государственная комиссия, смотрят,  стены-то не по проекту, не деревянные.  А мы предварительно провели  экспертизу  на  прочность такой технологии из опилкобетона и показали её результаты.  И  помещение свинарника приняли!  До сих пор  стоят   стены   сейчас уже заброшенного  свинарника.

 Активного, инициативного и смелого Николая  избрали затем  секретарём  комсомольской организации совхоза. В 1975 его приняли  кандидатом в партию, а потом избрали секретарём парторганизации.  В 1978 году Николай Гурьев избран председателем исполкома  сельсовета. Однажды осенью  молодому руководителю пришлось  проявить свои организаторские способности. В   Эртигарке  «загорелось»  зерно,   осень выдалась дождливая,   сырое убранное зерно нагрелось на току. Как спасти хлеб? Надо  срочно вывозить на элеватор, а дорогу развезло. Вечером приехал первый секретарь райкома партии, распорядился  собрать людей  и чтобы  в ночь хлеб  был спасён. Взяли «Урал»,   накидали  в него соломы, собрали комсомольцев. Приехали в Эртигарку, на току – туман. Управляющий Векшин говорит: если не спасём,   всё сгорит.  Включили погрузчики, начали перелопачивать зерно. С песнями, весело, до  4 часов утра  всё сделали. Спасли хлеб

 Затем дороги  судьбы привели Николая Гурьева на  учёбу в высшую партийную школ в  Екатеринбург. После её окончания    направили   секретарём парткома в  зверосовхоз «Тобольский». Директором  там был   Николай Степанович  Песцов. Это был  1985 год,  звероводческое хозяйство  тогда было флагманом  в своей сфере в стране.

  В конце 1980-х Гурьев  переходит работать в  ПМК «Агропромстрой»  и всецело   занимается    любимым делом – строительством. К тому времени он успел заочно  окончить строительный институт.

– Дела  пошли неплохо, – вспоминает руководитель  предприятия   о том периоде. – Был большой масштаб работ, весь Тобольский район застраивали. За ввод  дома культуры   в  Дегтярёво и больницы в Байкалово, школы и детсада в Булашово и ещё за ряд объектов  мне присвоили звание  «Заслуженный строитель Росагропромстроя». Ну, а потом началась приватизация, которая  закончилась  известно, чем…

В новое время  Николай Александрович работал до 2015 года.  ПМК перестала существовать, на смену ей создали  ЗАО, стали брать небольшие  подряды, тендеры, оказывать транспортные услуги.  В  2015-м  Гурьев вышел на пенсию.

 Спорт в семье и  жизни

 В семье Гурьевых  спорт  оказался  не просто увлечением.   Брат Николая Александровича Леонид стал знаменитым человеком, тренером женской олимпийской  команды   России по биатлону, воспитал  целую плеяду   чемпионов мира  и Олимпийских игр. Среди его учениц – олимпийские чемпионки Луиза Носкова, Галина Куклева, Альбина Ахатова, Анастасия Кузьмина и  серебряный призёр  игр   Ольга Мельник. Семь чемпионок  мира и семь чемпионок  Европы – и  все они представительницы Тюменской области.

За высокие спортивные достижения  в 1989 году  Леониду Гурьеву  было присвоено  почётное спортивное  звание «Заслуженный тренер   РСФСР».

 Как и его знаменитый брат, Николай Александрович всю жизнь дружит со спортом. И сегодня   постоянно бегает  на стадионе «Тобол»,  катается на лыжах, поэтому в свои годы выглядит бодро и подтянуто.  Выйдя на пенсию,  он ещё несколько лет  отработал  в спорткомплексе «Молодость». Увлечённостью спортом заразил и внуков.    Саша  Гурьев – футболист, окончил  школу  с золотой медалью, имеет 1 разряд по футболу. Внучка Лиза – перворазрядница по  волейболу.  Жена Лида  всю   жизнь   проработала  в сельском хозяйстве, имеет награды. Сын   стал предпринимателем.

  Гурьевы – настоящие патриоты.  Несмотря на  неоднократные приглашения  переехать на работу в Тюмень, Николай Александрович  всю  трудовую жизнь посвятил родному Тобольскому району.  И считает, что к лучшему.  Родной дом в Ермаково до сих пор     остаётся    родовым гнездом,  куда     любят  приезжать  не только те, кто  вырос в нём. Потомки тоже чтят  малую родину и, хотя кое-кто живёт  в других городах, сюда  любят приезжать.  Потому что тут – место  любви и  жизненной силы.

В июле этого года   селу Ермаково, унаследовавшему имя   далёкого  первопроходца,  исполнится 300 лет.   Историческая эпоха   в жизни     ермаковцев, которые живут сегодня  и  которых уже нет.  Но хочется назвать некоторых – не расстается с этой  мыслью  ветеран строительной отрасли.  Это председатели  и директора хозяйства: Гурьев   Александр Иванович,    Предеин  Афанасий Степанович,  Фёдоров Михаил Алексеевич, Гурьев Николай Андреевич, Булашов  Павел  Фёдорович, главный инженер  Никитин  Виктор  Федотович, управляющий 3 отделения   Векшин Александр  Иванович,  2-го  –Желонина Александра Ивановна, 1-го – Бальчугов   Владимир Яковлевич, механики гаражей Жетиков  Иван  Денисович,  Бальчугов Георгий   Яковлевич, Гурьев Александр Владимирович, трактористы  Пушкин  Александр  Петрович, Петров Георгий Иванович,  Русаков  Анатолий  Гаврилович, Сакин  Хаким Барисович,  Желонин  Павел Андреевич, шофёры Сулейманов  Шарифулла,   Ермаков  Иван Павлович, учителя  начальных классов   Стасенко (Кремлёва)  Апполинария  Викторовна,  Стасенко  Екатерина Миновна, председатель исполкома  сельского совета   Ибрагимов Тимирбай.  И, наконец,   многое делает для развития   села   современная  администрация    поселения  в лице  главы Юлии  Александровны Гусевой.     Своим землякам он желает   любить свою малую  родину и гордиться  ей,  а родному селу – уверенности в   будущем и процветания.

 Записала  Клара Ларина

 Автор благодарит за  представленные материалы       Н.А. Гурьева         

 

Просмотров: 170 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0