Главная » 2023 » Октябрь » 26 » Год педагога и наставника.  Две Валентины
14:13
Год педагога и наставника.  Две Валентины

Год  педагога и наставника  стал вдвойне знаменательным   для     ученического и педагогического коллектива  Карачинской школы. Он  совпал с   юбилеями  ветеранов  педагогического труда  Валентины Кузнецовой и Валентины Васильковой.  

Более полувека, 52 года, отдала    делу просвещения  заслуженный  учитель РФ Валентина Васильевна Василькова. И  вся её  учительская биография  прошла  в   ставшей родной Карачинской   школе.  Тридцать шесть лет  посвятила    избранному делу  Валентина Максимовна Кузнецова. 

Своим примером  преданности и верности избранному делу они подтвердили   истину,  что  «всё лучшее в детях – от  семьи и  школы».  Им есть чем гордиться: они выпустили десятки сотен учеников, привили им  тягу к знаниям, воспитали  достойными  членами нашего общества.

Символично, что и       дни рождения  наших юбиляров –   в октябре, сразу за  их  профессиональным праздником.  На прошлой неделе    большая школьная  семья  чествовала     своих   любимых педагогов.  Виновники торжества  заняли    почётные  места, в зале   собрались    их коллеги, нынешний педагогический состав и  те, с кем   трудились они  бок о бок,    сегодняшнее ученическое поколение и  почётные  гости.  Праздник  проходил в   тёплой обстановке,    юбиляров буквально засыпали букетами и  подарками.  С  поздравлениями    обратился   начальник  отдела образования  Тобольского района   Виталий  Устькачкинцев, который  пожелал        им   душевного  тепла и  бодрости  на  долгие годы, а школе –  сохранить  традиции, заложенные  ветеранами, и     развивать их дальше.

– В Карачинской  школе     ощущается  особая  атмосфера   семейственности, которая связывает     сегодняшних  педагогов  и  ветеранов, – подчеркнула   в своём  коротком выступлении  директор базовой Бизинской  школы Наталья Феденко. – Спасибо вам, наши  юбиляры,  за большую поддержку   молодой  смены.

   С тёплыми, трогательными     поздравлениями в адрес виновников  торжества выступили   ветераны  педагогического  труда  Зинаида Денисова, Ирина  Щеберева, Раиса ……… и другие.    Приятным  сюрпризом   стало для  именинников   видеообращение их бывших учеников, которые  адресовали    своим наставникам      сердечные  пожелания и     даже  поэтические  строчки.    Самый оригинальный  подарок  –   сценку о    школе  2030 года – преподнесли, конечно,   ученики и  сыграли  так  увлечённо, что     заслужили   аплодисменты  зрителей. А  в конце   и дети, и  взрослые   дружно  отправились на  фотосессию.

Всё начинается с любви

В  судьбе  наших   юбиляров есть  много общего.  Родились в многодетных семьях.   Их отцы защищали  Родину в    суровые   сороковые годы.   Но с малых  лет  в  судьбе  каждой      важным и  определяющим        стал  образ учителя, который      щедро делился с ними     своими знаниями,   отдавал частичку  своей души.  «Всё начинается с любви!» – этот  девиз стал     главным и  в их  педагогической  биографии.

Детство Валентины Максимовны  прошло в   деревне Мартяшевой.   Там она   родилась в 1938 году     четвёртым ребенком  в семье    колхозников    Максима и Павлы  Кабановых.  Впрочем,  оно    закончилось быстро.

– В 1941-м  отец  ушёл на фронт, и   потянулись  тягостные дни, – вспоминает    Валентина Максимовна. – Жили   весточками  с фронта.   Старшие  мои   сестры   Зина, Анна и брат Михаил       трудились наравне  со взрослыми в колхозе.    Мне было   четыре года, и   тоже  были  свои обязанности: караулить цыплят, собирать щепочки для  растопки  печи…

  В 1943-ем  пришла  беда  в  дом Кабановых.   Глава  семьи   погиб в   тяжёлых боях на  Курской дуге. Справиться с горем  осиротевшей   семье   помогала   работа,  вставали  с мыслью,  что      надо  трудиться  во имя  победы.   В  1946-м  Валентина  пошла  учиться в Дегтярёвскую начальную школу, которая находилась в  трёх километрах от  Мартяшевой.  Но  всё – трудности   пути,  отсутствие     школьных принадлежностей,  книжек –забывалось, когда  юная ученица  садилась за парту и погружалась в      учебный процесс.  Малыши  всем сердцем  тянулись к своей первой  учительнице  Августе  Михайловне  Лагуновой.   Да и  в дальнейшем    девочке  повезло учиться у      таких же   влюблённых в свою профессию и  детей  педагогов.  А  учителя истории  Нину Петровну Горячих, впоследствии  учившую   байкаловских ребятишек,  Валентина   просто боготворила.   И неудивительно, что в 1954 году  вместе с подругами  сельская школьница  стала  студенткой  Тобольского педагогического училища.

Студенческие годы   оставили  особый след в  жизни. Наставниками  будущих учителей  были   известные, уважаемые люди, которые   учили  любить  своё дело, и  эту любовь  Валентина  Максимовна пронесла через всю жизнь.

 В 1958 году учитель  начальных классов  Валентина  Кабанова поехала по распределению в  Аромашевский район, где отработала  четыре года.  С первых дней   начинающий педагог  убедилась, что добрый взгляд сильнее.  А  самое  важное  для  учителя – это  уметь понимать  ребёнка и вести за собой. Эти знания и умения  очень пригодились ей, когда она уже  с семьёй  переехала в село Карачино и начала работать в  группе продлённого дня, затем – воспитателем в школьном интернате,  позже – старшей пионервожатой. Её  наставниками были  увлечённые  своей профессией люди –  директор      Вера  Григорьевна  Малаева,  её  преемница     Людмила  Ивановна  Бакшеева, у которых она  многому  научилась.

Хорошей  педагогической школой стала для  Валентины Максимовны работа    пионерской вожатой.   Карачинская  пионерская дружина  в те годы гремела  на  весь район.   Спустя несколько лет    новое назначение – на должность  заместителя   директора  школы.    В это же  время     педагог    продолжила обучение в Тобольском пединституте на заочном отделении   филфака.  Получив  диплом учителя русского языка и  литературы,  она   целиком посвятила себя педагогической деятельности. Имея за плечами немалый опыт работы,   с  большим энтузиазмом   включилась в поиск новых путей преподавания русского языка и литературы, вырабатывая свою  систему     в  преподавании  предмета.   Классы тогда были  большие, да ещё по несколько  параллелей. Но  учительница вдумчиво и   сосредоточенно   готовилась к каждому уроку.  И  каждое  занятие  не  было  похоже  одно  на другое,     были урок-спектакль или урок-путешествие, или концерт…       Вместе с  детьми  педагог      готовила  поэтические  вечера, организовывала литературно-музыкальные салоны, обсуждала  экранизацию литературных произведений – всё это  способствовало  развитию мышления и  творчества у детей,  помогало им   составить целостное представление  о связи литературы  с другими видами  искусства.

Немало   труда  вложила Валентина Кабанова в работу   методического объединения  учителей русского  языка и литературы, которым она  руководила  много лет, передавая накопленный опыт   учителям.    В учительской среде её  называли  генератором педагогических идей, неиссякаемым источником энергии, опытным наставником молодых учителей и просто  надёжным  другом и  советчиком.  А  у детей, с которыми у неё сложились  отношения, полные  взаимоуважения,   она пользовалась    заслуженным   авторитетом.      За высокий профессионализм,  многолетний     творческий труд и активную общественную деятельность  Валентине Максимовне  Кузнецовой  присвоены    звания  «Отличник  народного просвещения», «Учитель-методист», «Отличник  просвещения СССР»,   «Заслуженный  учитель  школы РФ».

Позади осталось 36 школьных сентябрей,  но и сейчас    ветеран, находясь на  заслуженном  отдыхе, живёт заботами и  делами  родной школы.  Радуется её успехам,    регулярно  приходит   на мероприятия,   мудрая, оптимистичная,  она  является  примером доброты и  жизнелюбия.

Полвека у  школьной доски

Карачинским   школьникам  вообще везёт с  учителями  русского языка,     настоящими подвижниками,  увлечёнными  своим  предметом  и   преданными    миру детства.  Говорю это  с полным  правом, представляя   второго  юбиляра,    учителя  словесности  Валентину Васильевну  Василькову.     Невозможно подсчитать, скольким   поколениям  выпускников Карачинской школы  она дала  путёвку в жизнь.  Ведь  её  деятельность в школе не ограничивалась только  уроками  русского языка и литературы,  много лет Валентина  Васильевна  работала  организатором,  кропотливо и     терпеливо         вовлекала   ребятишек  в   общественную жизнь,    училась находить  ключик к    сердцам  самых      озорных и    беспокойных. Про таких  людей  говорят, что они   работают с огоньком, отдавая делу  всего себя… Педагогическое  мастерство  Валентины Васильевны невозможно оценить  никакими  разрядами и  квалификациями, таких называют  просто  «учитель от  Бога»…

  Она родом из  хутора  Верхнедунаевец  Курской области, где росла в большой и  дружной крестьянской семье.  Отец Василий  Афанасьевич, пройдя войну,  работал   учётчиком, мама  была  звеньевой  свекловодческой бригады.  В семье, где  подрастали пятеро ребятишек,    поощрялись    творческие наклонности. Отец  хорошо рисовал. Вечерами в доме Богдановых  устраивались   семейные  творческие  выставки,  взрослые и  дети     читали  вслух книги.  Наверное, тогда и  пробудился у девочки   интерес к  литературе. Для активной  школьницы с педагогическими задатками не стояло вопроса, кем быть. Она  уже  видела  себя  у школьной доски.

  Перед  Валиными  глазами  всегда стоял образ  первой учительницы  Елены Александровны  Борисовой:

– Она  была  сама доброта,         была мне как мама.  Часто приглашала к себе  в гости,  я   могла жить у неё  целую неделю.   Елена Александровна  вела   в школе  также географию и отвечала  за внеклассную работу.   Часто она    поручала мне заменить её   и  всё время поддерживала, говорила, что  всё получится.  Во многом  её   слова и  повлияли на мой выбор  профессии. 

 Чтобы добраться к месту распределения – в    малоизвестную, но  уже    привлекавшую  многих в 1960-х годах Тюменскую область, выпускница  Обоянского педучилища Курской области с дипломом  учителя  начальных классов  проехала  чуть ли не полстраны.     

 В  сентябре  теперь уже далёкого 1967 года  Валентина   Богданова   встретила  своих первых учеников. Тепло приняла  новенькую директор  школы  Вера  Малаева, помогла устроиться на новом месте.   Повезло с коллегами, вспоминает Валентина  Васильевна:     в коллективе     царили уважение  друг к другу, теплота  отношений   и  дух творчества.  Со  своими  первыми пятиклашками,      которым она преподавала немецкий язык, сдружились сразу.  Они   познакомили её со здешней красивой  природой, в которую жительница  степей     сразу влюбилась.   Через несколько лет  молодой педагог  заочно поступила на  филологический факультет  Тобольского пединститута. С той поры   и до самого ухода   на  заслуженный отдых преподавала  русский язык и  литературу.  Разве могут  бывшие  ученики  педагога забыть   её уроки, наполненные не только  напряжённым   учебным трудом, но и радостью познания,   ощущением   причастности  к   открытию прекрасного. Сколько душевных сил и энергии   отдала эта мудрая женщина  своим   питомцам, научив  правильно,  просто выражать свои  мысли, находить ответы на    главные человеческие вопросы: что есть добро,  истина, красота, в чём смысл жизни, что значит любить свою Родину? Бывшие её  выпускники говорят, что  послё  уроков   зачастую не нужно было повторять услышанное – всё запоминалось из рассказов  учителя. Рядом  с ней заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости, и, глядя на неё,  тоже хочется  идти  только  вперёд – это мнение  большинства. Своё  высокое  мастерство    учительница неоднократно представляла на   различного уровня  конкурсах профессионального  мастерства, делилась с коллегами,   будучи  руководителем    методического объединения. Уже   на  заслуженном отдыхе   Валентина Васильевна успешно  совмещала    педагогическую деятельность и  должность организатора    воспитательной работы. Где бы мне  ни приходилось  встречаться с  педагогом,      светлая  и добрая     улыбка никогда не  сходит с лица   этой  обаятельной женщины,    для  которой  её профессия стала не просто призванием, а   частью всей жизни.   

– Вот уже   второй год, как  я    ушла из школы,    всё-таки     52 года отдала   просвещению,  а    скучаю по  своим  ребятишкам до  сих пор, –   в голосе    заслуженного учителя школы  РФ  проскальзывает лёгкая грусть. –   Я  люблю детей и нахожу в своей профессии    много позитивного, ценю радостные минуты  открытий и  достижений. Испытываешь огромное  удовольствие, когда    видишь  детей погружёнными в сотрудничество,  раскованных, увлечённых делом…

Конечно, самая главная награда для  педагога – видеть, что твою профессию выбрали твои  ученики.     Это говорит о том, что я    нашла своё предназначение.     Хотя    для   меня  самое  главное, что  мои  ученики  состоялись в жизни,    нашли  своё призвание,   создали  семьи,    стали настоящими     людьми.   Знаете,  мне до  сих пор  звонят с поздравлениями – из  Екатеринбурга, Болгарии, Украины,  Тюмени, самых разных уголков  страны,         пишут,   благодарят, и я    вновь ощущаю себя   в школе,   рядом со  своими  коллегами и  учениками. Спасибо вам, мои дорогие,  ваши  слова  признания – это  выше  и дороже всех наград!

  Клара Ларина, фото Тимур Карымов

                    

Просмотров: 230 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0