14:13 Год педагога и наставника. Две Валентины | |
Год педагога и наставника стал вдвойне знаменательным для ученического и педагогического коллектива Карачинской школы. Он совпал с юбилеями ветеранов педагогического труда Валентины Кузнецовой и Валентины Васильковой. Более полувека, 52 года, отдала делу просвещения заслуженный учитель РФ Валентина Васильевна Василькова. И вся её учительская биография прошла в ставшей родной Карачинской школе. Тридцать шесть лет посвятила избранному делу Валентина Максимовна Кузнецова. Своим примером преданности и верности избранному делу они подтвердили истину, что «всё лучшее в детях – от семьи и школы». Им есть чем гордиться: они выпустили десятки сотен учеников, привили им тягу к знаниям, воспитали достойными членами нашего общества. Символично, что и дни рождения наших юбиляров – в октябре, сразу за их профессиональным праздником. На прошлой неделе большая школьная семья чествовала своих любимых педагогов. Виновники торжества заняли почётные места, в зале собрались их коллеги, нынешний педагогический состав и те, с кем трудились они бок о бок, сегодняшнее ученическое поколение и почётные гости. Праздник проходил в тёплой обстановке, юбиляров буквально засыпали букетами и подарками. С поздравлениями обратился начальник отдела образования Тобольского района Виталий Устькачкинцев, который пожелал им душевного тепла и бодрости на долгие годы, а школе – сохранить традиции, заложенные ветеранами, и развивать их дальше. – В Карачинской школе ощущается особая атмосфера семейственности, которая связывает сегодняшних педагогов и ветеранов, – подчеркнула в своём коротком выступлении директор базовой Бизинской школы Наталья Феденко. – Спасибо вам, наши юбиляры, за большую поддержку молодой смены. С тёплыми, трогательными поздравлениями в адрес виновников торжества выступили ветераны педагогического труда Зинаида Денисова, Ирина Щеберева, Раиса ……… и другие. Приятным сюрпризом стало для именинников видеообращение их бывших учеников, которые адресовали своим наставникам сердечные пожелания и даже поэтические строчки. Самый оригинальный подарок – сценку о школе 2030 года – преподнесли, конечно, ученики и сыграли так увлечённо, что заслужили аплодисменты зрителей. А в конце и дети, и взрослые дружно отправились на фотосессию. Всё начинается с любви В судьбе наших юбиляров есть много общего. Родились в многодетных семьях. Их отцы защищали Родину в суровые сороковые годы. Но с малых лет в судьбе каждой важным и определяющим стал образ учителя, который щедро делился с ними своими знаниями, отдавал частичку своей души. «Всё начинается с любви!» – этот девиз стал главным и в их педагогической биографии. Детство Валентины Максимовны прошло в деревне Мартяшевой. Там она родилась в 1938 году четвёртым ребенком в семье колхозников Максима и Павлы Кабановых. Впрочем, оно закончилось быстро. – В 1941-м отец ушёл на фронт, и потянулись тягостные дни, – вспоминает Валентина Максимовна. – Жили весточками с фронта. Старшие мои сестры Зина, Анна и брат Михаил трудились наравне со взрослыми в колхозе. Мне было четыре года, и тоже были свои обязанности: караулить цыплят, собирать щепочки для растопки печи… В 1943-ем пришла беда в дом Кабановых. Глава семьи погиб в тяжёлых боях на Курской дуге. Справиться с горем осиротевшей семье помогала работа, вставали с мыслью, что надо трудиться во имя победы. В 1946-м Валентина пошла учиться в Дегтярёвскую начальную школу, которая находилась в трёх километрах от Мартяшевой. Но всё – трудности пути, отсутствие школьных принадлежностей, книжек –забывалось, когда юная ученица садилась за парту и погружалась в учебный процесс. Малыши всем сердцем тянулись к своей первой учительнице Августе Михайловне Лагуновой. Да и в дальнейшем девочке повезло учиться у таких же влюблённых в свою профессию и детей педагогов. А учителя истории Нину Петровну Горячих, впоследствии учившую байкаловских ребятишек, Валентина просто боготворила. И неудивительно, что в 1954 году вместе с подругами сельская школьница стала студенткой Тобольского педагогического училища. Студенческие годы оставили особый след в жизни. Наставниками будущих учителей были известные, уважаемые люди, которые учили любить своё дело, и эту любовь Валентина Максимовна пронесла через всю жизнь. В 1958 году учитель начальных классов Валентина Кабанова поехала по распределению в Аромашевский район, где отработала четыре года. С первых дней начинающий педагог убедилась, что добрый взгляд сильнее. А самое важное для учителя – это уметь понимать ребёнка и вести за собой. Эти знания и умения очень пригодились ей, когда она уже с семьёй переехала в село Карачино и начала работать в группе продлённого дня, затем – воспитателем в школьном интернате, позже – старшей пионервожатой. Её наставниками были увлечённые своей профессией люди – директор Вера Григорьевна Малаева, её преемница Людмила Ивановна Бакшеева, у которых она многому научилась. Хорошей педагогической школой стала для Валентины Максимовны работа пионерской вожатой. Карачинская пионерская дружина в те годы гремела на весь район. Спустя несколько лет новое назначение – на должность заместителя директора школы. В это же время педагог продолжила обучение в Тобольском пединституте на заочном отделении филфака. Получив диплом учителя русского языка и литературы, она целиком посвятила себя педагогической деятельности. Имея за плечами немалый опыт работы, с большим энтузиазмом включилась в поиск новых путей преподавания русского языка и литературы, вырабатывая свою систему в преподавании предмета. Классы тогда были большие, да ещё по несколько параллелей. Но учительница вдумчиво и сосредоточенно готовилась к каждому уроку. И каждое занятие не было похоже одно на другое, были урок-спектакль или урок-путешествие, или концерт… Вместе с детьми педагог готовила поэтические вечера, организовывала литературно-музыкальные салоны, обсуждала экранизацию литературных произведений – всё это способствовало развитию мышления и творчества у детей, помогало им составить целостное представление о связи литературы с другими видами искусства. Немало труда вложила Валентина Кабанова в работу методического объединения учителей русского языка и литературы, которым она руководила много лет, передавая накопленный опыт учителям. В учительской среде её называли генератором педагогических идей, неиссякаемым источником энергии, опытным наставником молодых учителей и просто надёжным другом и советчиком. А у детей, с которыми у неё сложились отношения, полные взаимоуважения, она пользовалась заслуженным авторитетом. За высокий профессионализм, многолетний творческий труд и активную общественную деятельность Валентине Максимовне Кузнецовой присвоены звания «Отличник народного просвещения», «Учитель-методист», «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный учитель школы РФ». Позади осталось 36 школьных сентябрей, но и сейчас ветеран, находясь на заслуженном отдыхе, живёт заботами и делами родной школы. Радуется её успехам, регулярно приходит на мероприятия, мудрая, оптимистичная, она является примером доброты и жизнелюбия. Полвека у школьной доски Карачинским школьникам вообще везёт с учителями русского языка, настоящими подвижниками, увлечёнными своим предметом и преданными миру детства. Говорю это с полным правом, представляя второго юбиляра, учителя словесности Валентину Васильевну Василькову. Невозможно подсчитать, скольким поколениям выпускников Карачинской школы она дала путёвку в жизнь. Ведь её деятельность в школе не ограничивалась только уроками русского языка и литературы, много лет Валентина Васильевна работала организатором, кропотливо и терпеливо вовлекала ребятишек в общественную жизнь, училась находить ключик к сердцам самых озорных и беспокойных. Про таких людей говорят, что они работают с огоньком, отдавая делу всего себя… Педагогическое мастерство Валентины Васильевны невозможно оценить никакими разрядами и квалификациями, таких называют просто «учитель от Бога»… Она родом из хутора Верхнедунаевец Курской области, где росла в большой и дружной крестьянской семье. Отец Василий Афанасьевич, пройдя войну, работал учётчиком, мама была звеньевой свекловодческой бригады. В семье, где подрастали пятеро ребятишек, поощрялись творческие наклонности. Отец хорошо рисовал. Вечерами в доме Богдановых устраивались семейные творческие выставки, взрослые и дети читали вслух книги. Наверное, тогда и пробудился у девочки интерес к литературе. Для активной школьницы с педагогическими задатками не стояло вопроса, кем быть. Она уже видела себя у школьной доски. Перед Валиными глазами всегда стоял образ первой учительницы Елены Александровны Борисовой: – Она была сама доброта, была мне как мама. Часто приглашала к себе в гости, я могла жить у неё целую неделю. Елена Александровна вела в школе также географию и отвечала за внеклассную работу. Часто она поручала мне заменить её и всё время поддерживала, говорила, что всё получится. Во многом её слова и повлияли на мой выбор профессии. Чтобы добраться к месту распределения – в малоизвестную, но уже привлекавшую многих в 1960-х годах Тюменскую область, выпускница Обоянского педучилища Курской области с дипломом учителя начальных классов проехала чуть ли не полстраны. В сентябре теперь уже далёкого 1967 года Валентина Богданова встретила своих первых учеников. Тепло приняла новенькую директор школы Вера Малаева, помогла устроиться на новом месте. Повезло с коллегами, вспоминает Валентина Васильевна: в коллективе царили уважение друг к другу, теплота отношений и дух творчества. Со своими первыми пятиклашками, которым она преподавала немецкий язык, сдружились сразу. Они познакомили её со здешней красивой природой, в которую жительница степей сразу влюбилась. Через несколько лет молодой педагог заочно поступила на филологический факультет Тобольского пединститута. С той поры и до самого ухода на заслуженный отдых преподавала русский язык и литературу. Разве могут бывшие ученики педагога забыть её уроки, наполненные не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания, ощущением причастности к открытию прекрасного. Сколько душевных сил и энергии отдала эта мудрая женщина своим питомцам, научив правильно, просто выражать свои мысли, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота, в чём смысл жизни, что значит любить свою Родину? Бывшие её выпускники говорят, что послё уроков зачастую не нужно было повторять услышанное – всё запоминалось из рассказов учителя. Рядом с ней заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости, и, глядя на неё, тоже хочется идти только вперёд – это мнение большинства. Своё высокое мастерство учительница неоднократно представляла на различного уровня конкурсах профессионального мастерства, делилась с коллегами, будучи руководителем методического объединения. Уже на заслуженном отдыхе Валентина Васильевна успешно совмещала педагогическую деятельность и должность организатора воспитательной работы. Где бы мне ни приходилось встречаться с педагогом, светлая и добрая улыбка никогда не сходит с лица этой обаятельной женщины, для которой её профессия стала не просто призванием, а частью всей жизни. – Вот уже второй год, как я ушла из школы, всё-таки 52 года отдала просвещению, а скучаю по своим ребятишкам до сих пор, – в голосе заслуженного учителя школы РФ проскальзывает лёгкая грусть. – Я люблю детей и нахожу в своей профессии много позитивного, ценю радостные минуты открытий и достижений. Испытываешь огромное удовольствие, когда видишь детей погружёнными в сотрудничество, раскованных, увлечённых делом… Конечно, самая главная награда для педагога – видеть, что твою профессию выбрали твои ученики. Это говорит о том, что я нашла своё предназначение. Хотя для меня самое главное, что мои ученики состоялись в жизни, нашли своё призвание, создали семьи, стали настоящими людьми. Знаете, мне до сих пор звонят с поздравлениями – из Екатеринбурга, Болгарии, Украины, Тюмени, самых разных уголков страны, пишут, благодарят, и я вновь ощущаю себя в школе, рядом со своими коллегами и учениками. Спасибо вам, мои дорогие, ваши слова признания – это выше и дороже всех наград! Клара Ларина, фото Тимур Карымов
| |
|