16:28 Столетию Тобольского района. Наши гордость и совесть | |
Тобольский район отметил 99 годовщину. Впереди знаменательная дата – столетие с момента образования его как территориальной единицы на карте Уральской области. За каждым прожитым годом – огромное количество людских судеб. Тех, кто стоял у истоков развития сельского хозяйства, которое испокон веку считалось главенствующим на территории. Тех, кто в суровые годы Великой Отечественной войны на передовой и в глубоком тылу защищал родину. Тех, кто в послевоенное время, преодолевая трудности, поднимал из разрухи и запустения коллективные хозяйства, кто самоотверженно трудился ради счастливой жизни будущих поколений. Добрый след оставили они в истории района . Своим отношением к труду, традициям предков, любовью к отчему краю заслужили благодарность и уважение земляков. И сегодня главным богатством земли тобольской остаются его люди, которые ни на что не променяют свою сельскую глубинку, живут в непростых экономических условиях, преодолевают трудности, растят детей, верят в добрые перемены и уверенно смотрят в будущее. Есть среди них заслуженные работники сельского хозяйства, учителя и руководители предприятий и хозяйств, медицинские работники и педагоги, культорганизаторы, ветераны и многодетные мамы. Благодаря им и славится наш район, о котором и песни сложены, и стихи написаны, и фильмы сняты. Как оценят сегодняшнее время, победы и свершения будущие историки, никто предугадать не сможет. Но, как и их предшественники, наши современники пишут и создают историю района каждым своим трудовым днём, украшают её добрыми делами, успехами и заботами. Рассказом об одной такой труженице, которая вносит свой вклад в летопись Тобольского района, мне хочется начать проект «Гордость и совесть Тобольского района». Хочу представить его героиню, культорганизатора Бизинского дома культуры, талантливого руководителя детских и взрослых песенных коллективов Анну Григорьевну Рукалееву. Счастье без труда не достаётся Она считает себя счастливым человеком. Легко вступать в мир, имея таких родителей, ещё с детства разглядевших в своих детях особый дар жить для других, делиться тем, что имеешь, даже самым малым. Аня родилась в сентябре 1950 года, была первенцем, но, когда у супругов Труновых пошли один за другим дочки и сын, не ощущала себя обделённой родительской лаской. Каждый из шести ребятишек Екатерины Григорьевны и Николая Сергеевича был окружён теплом, заботой и вниманием. Первое время семья жила в Русских Медянках. Но затем супруги приняли решение переехать в город Тобольск, где и пошла в школу маленькая Аня. Счастье переполняло девчушку, когда она пошла в первый класс. Училась она в тогда ещё деревянном здании школы № 14 , стоявшем на углу улиц Дзержинского и Ленина. Свою первую учительницу Зою Марковну первоклашки просто боготворили. Она умела подобрать свой ключик к сердцам непосед, найти самые верные слова, и тогда её малыши старались красиво выводить первые буквы в тетрадках, учились читать и считать. – Я первое время плакала, и мама всё вздыхала, что придётся дочку забрать, – вспоминает Анна Григорьевна, – а потом так развернулась, начала посещать танцевальный кружок, хор, такая занятая стала, что про слёзы забыла. Но через несколько лет семейство Труновых решило вернуться на родину. Обосновались в Бизино, где семья прибавилась ещё на несколько детей. Отец устроился трактористом в «Сельхозтехнику», а мама пошла работать кассиром. В Бизинской школе активная девочка сразу же влилась в самодеятельность. Классный руководитель Мария Ивановна Кондрахина тоже заметила её творческие наклонности. С лёгкой руки встречавшихся на её пути педагогов и наставников и пришла Аня в культуру. Пела, танцевала, выступала сначала в школе, а затем проложила тропку к сельскому клубу. В восьмом классе, когда многие её сверстники ещё сомневались, куда пойти учиться, Анна уже твёрдо знала, что будет организатором-культмассовиком. Так и сказала маме о своём решении. Но Екатерина Григорьевна проявила удивительную настойчивость, и, вняв её советам, девушка подала документы в Тобольское педучилище на дошкольное отделение. И ничуть не пожалела о своём выборе жизненного пути. В учебном заведении она с такой же лёгкостью влилась в самодеятельность, усердно постигала учебные предметы и дисциплины. После окончания училища юная воспитательница отработала несколько лет в Викуловском районе. – Молодость – счастливое время, – с улыбкой вспоминает Анна Григорьевна незабываемые дни юности, – хотелось объять необъятное, я любила своих дошколят, мы с подругой, с которой приехали вместе, придумывали, организовывали, проводили занятия… Подруга так и осталась в Викуловском районе. А Анна вернулась домой. Здесь какое-то время проработала в бизинском детском саду, заменяя приболевшего воспитателя. Когда коллега вышла, пришлось искать место. На небольшой отрезок времени судьба занесла её в посёлок Алябьево на левобережье (сегодняшнее название – станция Сузгун). Там девушка устроилась в ведомственный детский сад СМП-227, который в восьмидесятых годах обслуживало железную дорогу, занимаясь в числе прочих вопросами социальной сферы. В сад она пришла воспитателем подготовительной группы, но через какое-то время стала музыкальным работником. Опыт работы в самодеятельности, приобретённый ещё в родном Бизинском клубе, дал о себе знать. Однажды предложили попробовать исполнить с детьми песню под аккомпанемент баяна. – А я сроду инструмент в руки не брала, – признаётся собеседница, – но ради искусства на что только не пойдёшь… Посидела несколько дней с баяном, и с той поры друг без друга не можем… Молоденького, но хваткого музыкального руководителя заметили. Отработав в детском саду, девушка шла в школу, где руководила хором, вела кружки в поселковом клубе. Вот таким бурным и насыщенным был тот период жизни, о котором культорганизатор вспоминает с теплотой. Когда СМП стали перебрасывать дальше на север, девчата из коллектива звали её с собой. Но девушка решила вернуться домой, прощались со слезами, коллектив у них был сплочённый, слаженный. Так она снова оказалась в родном селе, где работала воспитателем в детском саду почти 25 лет (обидно, что до выслуги оставалось всего два месяца!), и, если бы сад не расформировали, так бы и трудилась дальше. А на горизонте уже маячили лихие девяностые. Трудное, непредсказуемое время, когда сложно было найти правильный ответ на заданный вопрос. Хотя жизнь, кажется, уже устоялась: она встретила свою судьбу, подрастали сын и дочка, сельская детвора, танцоры и певцы, с радостью приходили на репетиции к Анне Григорьевне. Вечерами занималась со взрослыми: медработники, пенсионеры, участники ансамбля «Зоренька» «откатывали» свой репертуар. В народные песни бизинские певуньи вкладывали всю душу, потому они всегда трогали слушателей до затаённых струн души. И в этот трудный непонятный период наша героиня осталась без любимого дела… Когда ей предложили возглавить сельский дом культуры, она решительно отказалась, посчитав, что на этой должности должен быть человек молодой, но с опытом организаторской работы. Директором дома культуры вскоре была назначена её родная сестра Елена Николаевна, которая после окончания института успела немного поработать и вернулась в родное село. А старшая сестра стала художественным руководителем, её незаменимым помощником и советчиком. Их творческому тандему уже больше тридцати лет. – Это были трудные и самые счастливые годы! – улыбка озаряет лицо собеседницы. – Наши ансамбли «Калинка», «Весёлые ложки», «Судари и сударушки» появились в начале девяностых. Тяга к творчеству была такая сильная, что даже в мороз, когда у нас однажды полетели батареи, всё равно шли на репетиции. Отогревались чаем и… песнями. В «Сударях и сударушках» у нас пели и мужчины. Как создавался ансамбль «Весёлые ложки»? Народные песни нужно петь под аккомпанемент инструментов. Думала-думала и захотелось попробовать на ложках. Правда, начиналось всё с обыкновенных металлических ложек, на деревянные перешли уже позже. Меня иногда спрашивают, сколько времени приходится репетировать, скажу честно, отрабатываем подолгу, чтобы никаких шероховатостей не возникало. Зрители всегда восторженно принимают ложкарей, потому что ребятишки завораживают виртуозной игрой, отточенными движениями и изящной лёгкостью. А мастерство это достигается упорным трудом, долгими репетициями и талантом руководителя, которая находит особый подход к своим подопечным. На первый взгляд, они самые обыкновенные мальчишки, которые любят озорничать. Но на сцене это одна команда, где каждый отвечает за себя и за коллектив и стремится не подвести друзей и руководителя. За эти десятилетия через «Весёлые ложки» прошли десятки ребятишек, которых Анна Григорьевна считает самыми талантливыми, способными, увлечёнными. Сегодня к ней приходят уже дети и внуки самых первых участников, и когда видишь их старательные лица, понимаешь, что творчество – великая сила. О наградах, завоёванных за эти десятилетия, не буду говорить много. Зайдите в здание дома культуры, где три стены заняты дипломами лауреатов, дипломантов, благодарственными письмами жюри международных и российских конкурсов. И это лучшее подтверждение, что творческая судьба Анны Григорьевны состоялась. Она продолжается и в её внуках. Собственные дети пошли своей дорогой, но с раннего детства и дочь, и сын были заводилами и участниками сельской художественной самодеятельности. А во внуке Богдане точно бабушкины гены, он будущий культорганизатор, учится на 2 курсе екатеринбургского колледжа. Есть ценности, которые меняются, становятся пылью времени. Но есть и другие, многовековые традиции, которые передаются из поколения в поколение. Здорово, что есть люди, которые, с уважением относясь к достоянию наших предков, стремятся донести их до сегодняшней молодёжи. Пока живут песни и традиции, живёт память о них, остаётся чистой и возвышенной душа народа. А искусство вечно! Клара Ларина, фото Тимур Карымов
| |
|