Главная » 2020 » Июнь » 1 » Хранитель памяти
16:32
Хранитель памяти

О чистоте духовной и не только

Защита людей и жилища от злых духов у сибирских татар

До настоящего времени в жизни сибирских татар исламские каноны сосуществуют с доисламскими верованиями. Это наблюдается в праздничной культуре, народной медицине, ведении домашнего хозяйства в виде использования амулетов для людей и оберегов для жилища.

Мы исследовали иррациональные элементы защиты человека и жилища от злых духов, но прежде чем окунуться в эту тему, нужно определиться с понятиями «амулет» и «оберег». Амулет -магический предмет, который носят при себе. Он имеет способность к снижению или отведению от его обладателя различных нежелательных ситуаций, проблем. Считается, что амулет способен предотвратить сглаз. Оберег может защитить вас, если вы сталкиваетесь с такими неприятными явлениями, как сглаз и негатив. Оберег — это не всегда личный предмет, который носят на теле или при себе. Его часто используют, чтобы защищать дом, машину, имущество. Оберег можно разместить у порога, на кухне, в автомобиле. Кстати, вышивка на одежде может также обладать оберегающей функцией.

С древних времён по настоящее время бытует вера в необходимость оберегаться от различных злых сил. Внутри жилище предохраняют от них веточками можжевельника, полыни, пустырника, зверобоя, чертополоха или острым красным перцем, которые размещают над порогом. Стоит отметить, что многие из этих растений обладают не только магическими свойствами, но и противомикробными, противовирусными, что в свою очередь оберегает жилище также от реальных вредных организмов. В Заболотье над входной дверью располагают ствол можжевельника, под порогом – осиновый ствол. У сибирских татар можжевельник считается священным растением, поэтому по бокам двери или у порога размещать его запрещено. В Ялуторовском районе под порог кладут кочергу, чтобы тёмные силы не смогли проникнуть в дом. В некоторых деревнях Тобольского района в доме под дверь каждый вечер клали топор.

Во дворе рекомендуется высаживать рябину у ворот и можжевельник у крыльца либо по четырём углам двора. В некоторых деревнях Заболотья в давние времена злых духов во дворе отпугивали головы диких животных.

В деревнях Тобольского района на веранде располагают лапки с когтями таких птиц, как сокол, орёл, ястреб, глухарь, когти медведей, а также хвостовой веер куропатки, глухаря, сороки или совы. Хозяйственные постройки и огороды у некоторых групп сибирских татар охраняет специфический оберег – тушка убитой сороки.

Для очищения жилища сибирские татары жгут сухой можжевельник или полынь, в зависимости от того, какое растение произрастает на данной территории. Такой обряд очищения проводят 28 или 29 февраля, а далее в зависимости от обстановки в доме (качества сна и самочувствия жителей). В Заболотье для ритуального дыма используют опил можжевельника, небольшие отрезы синей ткани, соль (иногда добавляют несколько капель дёгтя) – всё это перемешивают и поджигают. Обход начинается от входа по правой стороне, т.е. против часовой стрелки по всем комнатам. Обход против часовой стрелки обоснован тем, что по часовой стрелке мы идём в будущее, а очищать нужно прошлое. Также существует вариант обхода жилища со свечой. Во время окуривания жилища открывают входную дверь, чтобы нечистые силы вместе с дымом покинули дом. Оставшийся пепел развеивают с обережной целью вокруг дома или вокруг машины. Для ритуала очищения ограды и машины также можно использовать пепел осины.

В Заболотье широко применяют берёзовый дёготь. Им смазывают кожаную обувь для защиты тела от злых духов на улице, капают под кровать для охраны тела во время сна, смачивают вату, которую размещают в углах бани, а также один раз в неделю капают на кусок хлеба для очищения организма.

Человечеству с древности известны магические свойства огня. Он обогревал жилище, на нём готовили пищу, проводили очистительные ритуалы, перепрыгивая через костёр и многое другое. Знахари используют огонь во время целительских обрядов. При плохом самочувствии, слабости, которые могут быть вызваны тёмными силами, целители рекомендуют зажечь одновременно три спички и обвести над головой. Когда дети плохо спят, их также успокаивает дух огня: можно обвести три раза по кругу зажжённую спичку над головой и над всем телом либо поставить рядом свечу.

Из мусульманской религии в систему оберегов вошли написанные, а позже напечатанные, суры из Корана, которые сибирские татары обязательно вывешивают над входной дверью и по желанию над всеми остальными дверьми или порогами в доме.        Если строительством дома занимаются верующие люди, они также запечатывают свёрнутые листы с сурами над входной дверью между брёвнами. Вечером входную дверь рекомендуется закрывать с фразой из Корана «Писмилла ир-раҡман ир-рағим» (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного). Считается, что в вечернее время с собой в дом можно привести шайтанов, но, услышав фразу из Корана, они удалятся подальше от дома.

В качестве оберега для детей используют голубые, синие камни, бусинки, которые пришивают к головным уборам или одежде. На лица маленьких детей в межбровье указательным пальцем сажей наносят круглое пятно от сглаза – пыр, көйә, күмер күс тейеүтән.
От шайтанов оберегала молитва –
туалыҡ, которую клали под подушку новорождённого, а под матрасом у ног располагали ножницы или нож.

Издревле сибирские татары старались изготавливать люльки из священного растения – из можжевельника, который в сознании народа уберегает от злых духов.  Над люлькой подвязывали яркие кусочки тканей – йороннар, которые не только привлекали внимание малыша, но также защищали от злых духов и сглаза. Если сглаз всё-таки коснулся ребёнка и он потерял покой, лицо нужно омыть водой и вытереть его обратной стороной ночной рубашки матери. Далее проводится ритуал очищения огнём, описанный выше.

Уникальный метод изгнания злых духов из дома применялся в Вагайском районе. Если ребёнок всю ночь плакал и члены семьи испытывали беспокойство, к дому плотно привязывали лошадь. Считается, что некоторые животные, в том числе лошади, видят потусторонний мир. При виде тёмных сил в любое время года лошадь пропотевала, от запаха пота нечисть испарялась и сон хозяев дома возобновлялся.

Все женские украшения призваны не только украшать женщину, но и защищать её от сглаза, т.к. они отвлекают внимание людей. Кроме украшений с собой также носили полынь или зубчик чеснока, завёрнутые в ткань обычно красного цвета. Для этого оберега брали ткань в форме квадрата, клали посередине обережное растение и завязывали уголки крест-накрест. Оберег от сглаза в виде булавки нужно прикалывать головкой вниз с внутренней стороны одежды либо с внешней стороны одежды – две булавки, так, чтобы одна из них была подвижна.

Свои обереги имеют и мужчины, среди них медвежий коготь – символ ума, мудрости и силы, и волчий клык, который помогает добиваться успеха. Часто такие обереги носят охотники либо их потомки. В деревнях Тобольского и Вагайского района сибирские татары в нагрудных карманах располагали язык змеи, чтобы их не тронул злой язык, сплетни, порча и сглаз. В народе полагают, что такой оберег помогает развивать красноречие. Все обереги животного происхождения бытуют в нашем народе с древнейших времён; они, несомненно, имеют очень большую силу, проверенную временем. Таким образом, если женщина чувствует необходимость в мощной защите, ей также подойдут амулеты тотемных животных.

Большой интерес представляют собой археологические исследования, проведённые на озере Магометкуль (оз.Муслимовское) близ села Сингуль Татарский (Сәйел) Ялуторовского района Тюменской области. Здесь в 1999 году под руководством сотрудника Сибирского отделения РАН А.А. Ткачёва был найден воин, живший приблизительно в V-III вв. до н.э. В его могиле имелся амулет из рога косули длиной 14 см. Он имел округлое отверстие диаметром 6 мм для закрепления или ремешка. Таким образом, культ животных и вера в силу амулетов присущи нашему народу с древнейших времён.

В XIX – начале XX вв. среди сибирских татар широкое распространение получили тумар и туалыҡ – амулеты, представлявшие собой тряпичный или кожаный конверт в виде треугольника или квадрата, внутри которого располагалась сура из Корана. Такие обереги носят на шее, в кармане или в сумке по сегодняшний день. Как правило, их изготавливают при рождении и носят либо хранят в доме всю жизнь. До начала XX века зажиточные люди носили подобные амулеты в виде нагрудного серебряного украшения (иногда покрытого позолотой), инкрустированного драгоценными и полудрагоценными камнями со свитками для хранения сур. Сегодня эта традиция возрождается, правда, в современных украшениях не размещают священные писания.

При всём многообразии материальных амулетов и оберегов, стоит помнить, что главный наш амулет – это наша чистота – духовная и телесная. Накопленный за день негатив снимает вода и молитва. Омовение, благодарность природе и Всевышнему спасут от многих бед. Всё в нашей жизни зависит от наших мыслей и деятельности.

Шарипова Земфира

 

 

 

Просмотров: 716 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0