Главная » 2019 » Июль » 8 » Берег левый – берег правый
15:35
Берег левый – берег правый

Поперёк реки идёт

Паромную переправу, которая соединяет два берега Иртыша – левый и правый, некоторые называют «социальным служением» Тобольского речного порта.Сегодня уже на уровне правительства области, администрации города ведутся разговоры о строительстве по спецзаказу нового парома, который будет более комфортным для пассажиров, безопасным, так как там разделят потоки людей и машин, и технически более совершенным. Но пока его изготовят и доставят в Тобольск, уйдёт немало времени. А речпортовский «старичок» вот он с нами, на реке. И ходит строго по расписанию, через каждые 15 минут.

Прибыль предприятию паромная переправа вряд ли приносит, хотя, наверное, себя окупает. Возможно, генеральный директор Тобольского речного порта Виктор Зырин давно бы махнул рукой на это хлопотное дело – работы и в порту хватает. Но он из тех руководителей, которые думают о людях, а потому предприятие вот уже много лет тянет паромную лямку. Мост здесь вряд ли построят, а ведь на левобережье живёт немало людей – в городском микрорайоне, в сельских поселениях. И паром для них исполняет роль моста.

 Я приехала на паромную переправу утром. Пока ждала паром на причальной барже, наблюдала, как судно отчаливает от левого берега, разрезая речную волну. Как пересекает русло Иртыша, двигаясь чуть боком. Сказать по правде, пересекать судоходную реку - целое искусство, это вам не по течению идти. Но для капитана - дело привычное. По ходу судна можно было понять, что паром с капитаном давно на ты.

И вот уже паром бочком подкрадывается к барже, и мы, стоящие на ней, ощущаем силу речной волны. На берег выходят пассажиры, за ними автомобили.

Желающих попасть в утренний час на левый берег было куда меньше. С ними зашла и я, и прямиком в капитанскую рубку, преодолев два почти вертикальных лестничных пролёта. Шла наугад, не зная, кто несёт вахту. А попала на своего старого знакомого – сменного капитана (механика) Нургали Тусмухаметова. На пароме «СП-20» 1966 года выпуска он ходит с 2016  года. Зимой паром ремонтируют, весной его сдают в эксплуатацию, ну, а с открытием навигации судно и капитан вновь встречаются.

- Работа для меня привычная, да и совсем не тяжёлая. Устаёшь разве что от разнообразия – за вахту столько раз от берега к берегу наездишься, что уже никаких окрестных красот не замечаешь. К тому же на мне лежит большая ответственность – людей перевозим, и я как капитан отвечаю за их безопасность. С течением справляться давно научился, а вот ветра, бывает, задают головоломку. Здорово мешают нам туманы. В сильные туманы стоим у причала. Рисковать жизнью пассажиров не имеем права, - рассказывает 63-летний капитан.

Пока мы идём к левому берегу, Нургали Заитович вспоминает, как проводил своё раннее детство на речке в Лайтамаке, как пропадал на Иртыше, будучи подростком, когда семья перебралась в Тобольск. Река его манила.

С Тобольским речным портом у Тусмухаметова долгий роман. Фактически предприятие дало ему путёвку в жизнь. Свой трудовой путь он начал именно в речпорту в 1975 году рулевым мотористом, окончив курсы. Кроме этого, заочно окончил Омское речное училище по специальности «Судоводитель, судомеханик».  В 1991 году он ушёл с флота. Работал на ТЭЦ. А когда вышел на пенсию (по горячей сетке), вновь решил вернуться на реку. И с 2011 года опять работает в Тобольском речпорту.  

Рассказал и о том, как недавно нёс вахту ночью, и паром понадобился для перевозки представителей администрации на случившийся на левобережье пожар и обратно в город. Пожарную же машину увёз другой паром, «Тоболяк». По техническим характеристикам и их паром мог бы перевезти пожарную машину, да деревянные мостки, которые соединяют причальную баржу с берегом, выдерживают транспорт до 10 тонн.

За разговорами я не заметила, как мы причалили к правому берегу. Я попрощалась с капитаном, пожелав ему ясного, безветренного дня. Пожелала трудовых успехов рулевому мотористу Юрию Макарову, несущему вахту в паре с Тусмухаметовым. В то время как капитан несёт вахту за штурвалом, практически не покидая капитанской рубки, Юрий спускается в машинное отделение – топливо подкачает, проверит, всё ли работает исправно. При необходимости помогает машины на палубе расставить. Юрий, выпускник Тобольского рыбопромышленного техникума, на пароме работает шестой день, фактически проходит трудовое крещение, причём вполне успешно. Ну, а сплав ветеранского опыта и молодой прыти и мобильности – это и есть надёжный экипаж.   

Диана Штерн

Фото автора

 

       

Просмотров: 89 | Добавил: redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: