Некоторые вопросы деятельности частных охранных предприятий
Надзорная деятельность органов прокуратуры показывает, что не всегда государственные (муниципальные) заказчики верно определяют подрядчиков, которые могут оказывать услуги охраны объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. В соответствии с п.7 ч.3 ст.3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности является самостоятельным видом охранных услуг.
В силу ч.1 ст.11 указанного закона оказание услуг охраны, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Согласно ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объектов (территорий) понимается - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующего совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования по проведению мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. При этом под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.
Таким образом, предоставлять услуги охраны объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности могут только организации, имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности (охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности).
Следует также отметить, что за осуществление охраны объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, при отсутствии соответствующей лицензии, юридическое лицо, предоставляющее такие услуги несет ответственность по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусматривающей наказание в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.