12:58 5 октября- Международный День учителя | |
Пятидесятый сентябрь Полвека учит карачинских ребятишек словесник Валентина Василькова -образец верности своей профессии. …Она ехала по распределению в незнакомое сибирское село Карачино, преодолев почти полстраны. Тогда, в 60-х, девчонкам из Обоянского педучилища Курской области казалось страшно заманчивым название «Тюменская область». От него так и веяло романтикой. За ней и отправились в Сибирь 17-летняя учительница начальных классов Вера Богданова с подругой Раей Гонской. В Тюменском областном отделе народного образования их, приехавших по всесоюзному распределению, набралась большая группа. На 13 автобусах новичков повезли дальше. В отделе образования Тобольского района, где решили работать подруги, им предложили несколько школ. Выбрали Карачинскую, потому что она находилась близко к трассе. Увидев разбитые, малопроезжие здешние дороги, девчата решили, что долго здесь не задержатся, отработают положенное и уедут домой. Но судьба распорядилась по-другому. Здесь заслуженный учитель Российской Федерации Валентина Васильевна Василькова нашла своё учительское и семейное счастье, воспитала сотни учеников, многие из которых пошли по её стопам. Нынешний первый сентябрь был юбилейным, пятидесятым в её педагогической судьбе. Но, как и много лет назад, педагог убеждена: «Если ты выбрал профессию, постарайся быть верным ей всю жизнь». Она выросла на хуторе Верхнедунаевец Курской области в большой и дружной крестьянской семье. Отец Василий Афанасьевич, бывший фронтовик, работал учётчиком, мама Анастасия Яковлевна была звеньевой свекловодческой бригады. Наград за трудовые победы у неё было больше, чем у мужа. Родители стремились воспитывать в своих детях любовь к труду и уважение к людям. Отец хорошо рисовал, сумел привить своим пятерым ребятишкам любовь к живописи. Часто в доме Богдановых устраивались семейные творческие выставки. Вечерами, когда все собирались вместе, дети любили слушать рассказы родителей и читать вслух книги. Именно тогда пробудилась у Валентины любовь к литературе. В школьные годы она не умела скучать и не давала делать этого другим, и для активной девочки с педагогическими задатками не стояло вопроса, кем быть. Учиться в педагогическом училище было легко и интересно. Здесь работали настоящие мастера своего дела, которые помогли будущему педагогу утвердиться в правильности выбранной профессии. Сентябрь далёкого 1967 года стал отправной точкой в её педагогической биографии. Директор Карачинской школы Вера Григорьевна Малаева помогла устроиться на новом месте, окружила заботой. Это был, как вспоминает Валентина Васильевна, требовательный руководитель, справедливый, чуткий. Радость общения, уважение друг к другу, теплота отношений были нормой в коллективе школы. Здесь царил дух творчества, и начинающему педагогу было легко вписаться в трудовой школьный ритм. - Детей тогда было более 400 человек, - вспоминает педагог, - все классы - параллельные. Меня поставили преподавателем немецкого языка. Отработала три года, затем поступила заочно на филфак Тобольского пединститута. С той поры учу детей русскому языку и литературе. Её, приехавшую в Сибирь издалека, первое время смущала какая-то взрослость учеников. Может быть, потому, что она была старше их всего на несколько лет, но почти сразу они подружились. Их тянуло друг другу не только в школе. Куда только не успели сходить ученики и их юная учительница! Там, где жила Валентина, лесов не было, одни степи. А здесь село находилось в окружении хвойного и смешанного леса. Там наливались солнцем яблочные сады, а здесь радовались маленьким «тыблочкам». Со временем пополнялся педагогический багаж учителя, накапливался опыт. Но отличало словесника Василькову не только увлечённость своим предметом, а способность вносить в свою работу новое, передовое, создавать творческий настрой. Став победителем первого районного конкурса «Учитель года», который проходил в 90-е годы, она защищала честь нашего учительства в области и вошла в пятёрку лучших педагогов. Более 20 лет Валентина Василькова возглавляла районное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Сколько учеников прошло через сердце педагога за полвека? -Честно говоря, я и не задумывалась. Я люблю детей и нахожу в своей профессии много позитивного, ценю радостные минуты открытий и достижений. Испытываю огромное удовольствие, когда вижу их погружёнными в сотрудничество, раскованных, увлеченных делом. Ведь это так важно, когда дети чувствуют себя счастливыми! Но самая главная награда для каждого педагога - видеть, что твою профессию продолжают твои ученики. Собственные дети выбрали медицинскую стезю. Но со школой, детьми связали свою судьбу Валентина Ташбулатова, Наталья Бизина, Ирина Баженова, Юлия Колобова и многие-многие другие выпускники Карачинской школы. В коллективе, где я работаю по сей день, больше половины моих учеников. Сейчас за партой сидят внуки бывших питомцев. Конечно, они немножко другие, сегодняшние ученики. Их увлекают гаджеты, и интересы немножко другие, они более загруженные. Тут важно заинтересовать их, отвлечь внимание от интернета. Я пытаюсь говорить им о вреде Сети, учимся вместе читать, обсуждать. Когда вижу, как готовятся ребята к конкурсу «Живая классика», как ждут его, радуюсь вместе с ними! Когда иду каждое утро на уроки в школу, - признаётся Учитель, то ловлю себя на мысли: как хорошо, что меня ждут ученики, мне есть куда спешить! Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА
| |
|