15:30 Сделано у нас | |
«Хищный» экстрим В это время года до Лайтамака можно добраться лишь по воздуху. ООО «Мег-Вест» решило бросить вызов природе и обстоятельствам и отправиться в путь напрямик через болота. Тестовый пробег снегоболотоходов «Хищник», выпускаемых «Мег-Вестом», был организован братьями Максимом и Евгением и их отцом Георгием Мезениными. – Цель нашего пробега – пройти на двух вездеходах, четырёхколёсном и новом шестиколёсном, от Овсянниковой до Лайтамака по непроходимому в летне-осенний период болоту. Проверим, на что способны наши «Хищники», оценим их в реальных условиях болотного бездорожья. Думаем, что вездеходы могут пригодиться в экстренных ситуациях для связи с населёнными пунктами Заболотья. Грузоподъёмность шестиколёсного «Хищника» составляет полторы тонны. Надеемся, что техника нас не подведёт, и мы проедем по всему маршруту, – ввёл в курс дела Максим Георгиевич. «По машинам!» – скомандовал Мезенин-старший. Мы заняли свои места в вездеходах. Мне досталось почётное и ответственное место штурмана рядом с пилотом шестиколёсного «Хищника» Максимом Мезениным, исколесившим немало болот. Он, один из создателей этого «зверя», чувствовал его, казалось, всеми фибрами души. Выехали за границы деревни, пересекли местный лес с дорогой, в которой не только легковой, но и грузовой автомобиль уже бы увязли. А вездеход, мерно покачиваясь, преодолел её, словно детскую лужу, и мы оценили степень внутреннего комфорта. Здесь, внутри вездехода, можно было при желании стоять почти в полный рост, над нами был открытый люк (день выдался тёплый, солнечный), места было предостаточно и для пассажиров, и для клади, которую уложили на специальные полки. Сзади салона была дверь, ведущая на открытую площадку. Вездеход при необходимости вполне может стать домом на колёсах. Грязь и лужи быстро закончились, впереди нас ждали долгие 42 километра по болоту. В составе нашего экипажа ехал проводник Роберт Файзуллин. Сейчас он работает в «Мег-Весте» слесарем-сборщиком и как уроженец Лайтамакского сельского поселения эти места знает как свои пять пальцев. Он обрадовал нас, что местами глубина топи под нами достигает 20 метров, но прогулки по бульвару нам никто и не обещал. Впрочем, эта часть пути была больше похожа на болотное сафари, чем на авторалли: карликовые деревца, изобилие болотных растений, лениво взлетающие перед колёсами тетерева, рябчики, кулики. И почти до самого Лайтамака нас провожала весёлая стайка неизвестных нам пичуг. Долгая дорога – время для историй. Максим Георгиевич, лихо выруливая, рассказывал, как он с отцом, будучи ещё мальчишкой, ездил на болота за ягодой. Семья у Мезениных была многодетная. Жили скромно, и ягоды были приработком. Сначала отец с сыном ездили на мотоцикле с люлькой, но он постоянно застревал, и приходилось больше его толкать, нежели ехать. Потом собрали свой первый самодельный вездеход. С него-то всё и началось. Жили они тогда в Сургуте, там Максим Георгиевич с товарищами-инвесторами фирму и организовал. Но с 2012 года его предприятие переехало в Тобольский район, в с. Бизино, где они выкупили полуразвалившуюся базу. И у «Мег-Веста» пошёл новый виток развития. Дело стало почти семейным: Максим руководит предприятием, Евгений работает на нём инженером-конструктором, две их сестры – бухгалтерами, ну а отец – бесплатный консультант и идейный вдохновитель. По сравнению с Сургутом, городом газовиков и нефтяников, где развивать бизнес – дорогое удовольствие, Тобольский район, как считает Максим Мезенин, имеет куда большую инвестиционную привлекательность. Работников предприятие нанимает из числа местных жителей, так что есть с кого спросить. На севере же в основном работали вахтовики. Есть здесь и где развернуться. Общая площадь, занимаемая предприятием в Бизино, составляет 0,8 га, здания и цеха – около 2 000 кв. метров, в планах - расширение. Администрация Тобольского района идёт им навстречу, поэтому возможности для развития есть. Сейчас «Мег-Вест» выпускает вездеходы шести моделей: каждая единица спецтехники делается в соответствии с требованиями заказчика. Бизинские «Хищники» востребованы в ХМАО, ЯНАО, Амурской области, Хабаровском крае, на Камчатке. Вездеходы, выпускаемые предприятием в Тобольском районе, бороздят просторы как тюменского севера, так и всего Дальнего Востока. Пять машин приобрели жители Тобольска и Тобольского района. Используют «Хищников» для перевозки в труднодоступные районы рабочих, грузов. Приобретают их охотники, рыбаки. В месяц в среднем в «Мег-Весте» собирают по три вездехода. Правда, сейчас выпускают технику конструктивно более сложную, и процесс её сборки занимает больше времени (бывает, и три месяца на этот процесс уходит). Кузов и рама – собственного изготовления. Двигатель, мосты, колёса – от серийных машин, от известных производителей. Преимущество в «Мег-Весте» отдают отечественным комплектующим. В отдельных случаях используются японские дизельные моторы. На севере преимущество отдают соляре, так что и двигатели должны быть соответствующие. «Хищники» зарекомендовали себя надёжными машинами, да и ценовая политика «Мег-Веста» заказчиков устраивает: стоят вездеходы от 2 200 000 до 3 500 000 рублей. Так что машины, производимые в Тобольском районе, составляют здоровую конкуренцию другим, может быть, более раскрученным маркам, которые уже звучат как бренды. «Хищник», управляемый опытным пилотом, вёл себя спокойно. Я бывала здесь не раз, преодолевая этот путь по зимнику, и запомнилась совершенно жуткая тряска по кочкам. На вездеходе всё по-другому: машина шла, как по первоклассной автостраде. Максим Георгиевич объяснил нам, что в зависимости от сложности болота у «Хищника» могут одновременно работать три привода. Большую роль в успешном продвижении по трясине он отводит возможности в разных ситуациях немного спустить или надуть колёса. В его вездеходе это делается прямо из кабины. Когда вокруг тебя трясина, это верное техническое решение: на подспущенных колёсах вездеход будто плывёт по болоту. Без опасных моментов не обошлось: несколько раз наш «Хищник» давал такой крен, что, казалось, ещё чуть-чуть, и машина завалится на бок. В эти минуты мы вспоминали, что едем по болоту, а под нами – трясина. Но Максим Георгиевич каким-то чудом выравнивал вездеход, и пассажиры вновь возвращались в вертикальное положение. Справедливости ради стоит заметить, что наш пилот выбрал самый сложный путь – мы ехали по автозимнику, где травяной покров нарушен техникой, обустраивающей зимники, ну а новый за лето нарасти не успевает. Наш шестиколёсник тестирование прошёл. И не только на болоте, но и при форсировании сначала Тобола, а затем небольшой, но быстрой речки, на берегу которой расположен Лайтамак. Единственное, с чем мы не угадали, так это со временем. Пробег оказался более продолжительным, нежели мы предполагали. В Лайтамак мы прибыли в пятом часу вечера. В обратную дорогу пустились уже в сумерки, а вскоре болото и вовсе накрыла ночная мгла. Ехали уже по обочине зимника, дабы зря не рисковать. Спасали светодиодные фонари, установленные на крыше вездеходов. Благодаря им наши пилоты могли нормально ориентироваться и не заезжать в агрессивную трясину. А перед нашим «Хищником» в свете фар летали совы. До Овсянниковой было уже рукой подать, но к последнему парому мы опоздали. Меня с коллегой на ночлег определили в дом к местному егерю. Мужчины переночевали прямо в вездеходе, где посадочные места легко трансформируются в спальные. Так что наш пробег перерос в небольшую экспедицию. Тестирование успешно прошли не только «Хищники», но и мы, новички болотного экстрима. И, подумалось, должны найтись люди, которые организовали бы здесь экстремальный туристический маршрут. Охочих до такого путешествия найдётся немало, а уж для иностранных туристов – это именно то, ради чего они едут в Сибирь. Вполне вероятно, что в реализации такого проекта поучаствовало бы и ООО «Мег-Вест». Анна Щербинина фото автора. | |
|