14:38 Память о перевалах | |
Пятерых сыновей воспитала семья Петровых из деревни Качипова. Парни подрастали и один за другим надевали солдатскую форму. В 1982 году готовился к отправке в войска и самый младший - Игорь. Призывался он из города Фрунзе, куда уехал вслед за братом Анатолием на заработки. Профессия у него уже была - после окончания Дегтярёвской школы работал в колхозе разнорабочим, потом помощником комбайнёра, трактористом-прицепщиком. - В начале мая получил повестку и, прощай, «гражданка», – вспоминает Игорь Петров - Учебку проходил в Туркменистане, стояли в городе Ашхабад. Выучился на водителя-механика, прошёл курсы сержантов. По распределению попал в автобат. О месте будущей службы нам не говорили. Взвод в составе 70 человек, в котором был наш земляк, пересёк советско-афганскую границу в ноябре 1982 года. Из Термеза новобранцев на вертолёте доставили в местечко под названием Пули-Хумри. А дальше колонна на грузовиках двинулась к Баграму, где дислоцировался отдельный 131-й автомобильный батальон. Первые впечатления оказались не самыми приятными - колонна угодила под обстрел. - А мы и оружия ещё не успели получить, - рассказывает Петров. – Правда, старшие наши товарищи заранее предупредили, в случае перестрелки сразу падать вниз лицом и не высовываться. Он вспоминает Баграм. Палатки, в которых жили. Афганский климат – днём за 40, а ночью не от холода спасал даже ватный бушлат. Но понемногу ребята привыкли к испепеляющему афганскому солнцу, к ночным перепадам, к песчаным бурям. От этого песка не было спасения. Даже во время обеда, чуть отвернёшься, котелок уже полон. Рота водителей, в которой служил Игорь, обеспечивала доставку топлива на авиабазу. Свою первую поездку по перевалу Саланг Петров помнит в мельчайших подробностях. Три с половиной километра по горным серпантинам. Слева ущелье, справа пропасть… Когда груз доставили, вспоминает Петров, на нём нитки сухой не было. Это потом втянулся и мог проехать по участку с закрытыми глазами. А на трассе случалось всякое – обстрелы, засады бандитов. Однажды подбили КамАЗ Петрова, машина сгорела на глазах. А на нём ни единой царапины. - Конечно, ты осознаёшь, что идёшь на смертельный риск, но просто делаешь свою работу. Ты же знаешь, как её делать. - замечает мой собеседник. - Мне повезло, я, как говорится, в рубашке родился. Конечно там, на перевалах Афгана, он понял, что такое настоящая мужская дружба. До сих пор вспоминает закадычных друзей - Славу Демидова и Володю Щинникова. Они были братьями, и это тоже не раз выручало в трудной ситуации. Через полтора года, в июле 1984 года, пришёл приказ о демобилизации. В части уговаривали парня остаться на сверхсрочную, однако он торопился увидеть родных. И медаль от благодарного афганского народа вручали воину-интернационалисту Игорю Петрову уже в Тобольском военкомате. Вернувшись домой, обстрелянный водитель-механик сел за штурвал комбайна. Вскоре создал семью, и жена Валентина, работавшая бухгалтером в колхозе Заря коммунизма», переманила к себе в Карачино. Здесь супруги и обосновались, вырастили сына и дочь. Нелегко дались семье бывшего афганца трудные 90-е, когда развалился колхоз, и люди остались не у дел. Приходилось браться за любую работу, надеяться только на себя. Многие крепкие мужики тогда пали духом, сломались. Но наш земляк справился. И сегодня держится Игорь Петров, как в армии научили. Гордится сыном, который отслужил, как надо, Родине, радуется подрастающему внуку. Когда воина-интернационалиста приглашают в Карачинскую школу, охотно откликается. Говорит - надо, чтобы новые поколения знали об Афганистане, о той войне, о своих земляках, выполнявших воинский долг. Клара КУТУМОВА Николай ЛОСКУТОВ (фото). | |
|