15:42 Сорок четвёртая навигация Иваныча | |
Иван Мальцев и сегодня наизусть помнит лоции Туры, Тобола, Иртыша, Оби, Пура и Таза. Но, выйдя на заслуженный отдых, он ограничил свои странствия ближним бассейном. Капитан-механик Мальцев сегодня за штурвалом разъездного катера КС-110 – самого, наверное, востребованного транспортного средства вблизи Абалака и здешнего экспериментального рыбзавода. Он - первый помощник рыбнадзора, различных ведомственных комиссий Госрыбцентра и местных жителей. Если кому потребуется срочно переправиться на другую сторону, первым делом ищут Иваныча. Сам он родом из под Омска. Профессию рулевого-моториста получил в Тюмени. В первую навигацию ушёл в 1972 году. С тех пор и бороздит водную гладь сибирских рек. Ходил в основном на трудягах РТ, доставляя в отдалённые северные районы грузы. - Сколько тонн переправил?.. Да кто его сосчитает, - Иван Иванович не отрываясь от разговора вглядывается в безбрежную водную гладь, раскинувшуюся за иллюминатором. – Скажу только, что весь север прошёл, каждую пристань помню - Тазовск, Красноселькуп, Яр-Сале, Тарко-Сале, все отмели и перекаты помню. Капитан Мальцев вспоминает время, в котором и днём, и ночью жизнь на реке кипела - В порту Салехарда не протолкнуться – столько судов стояло. Бывало, обратно уже поздней осенью выходили караванами из Тазовской губы, в сопровождении ледокола, а в караване насчитывалось по 100 единиц техники. Полюбить своё дело, стать мастером, считает Иван Мальцев, ему помогли наставники. Учился у знаменитых капитанов Обь-Иртышского пароходства – тоболяка Михаила Кугаевского, Евгения Корсакова, Василия Секисова, Геннадия Волокитина. Спросила о тех, кто ждёт капитана на берегу, а он в ответ - А у нас семейная династия. Жена моя, Роза Аркадьевна, больше десятка лет проплавала на северах, трудилась у плиты. Сынишку Николая пятимесячным крохой взяли с собой в навигацию. Он пошёл по моим стопам - выучился на рулевого-моториста. Правда, сейчас изменил направление деятельности. Занимается строительством кораблей, работает в судоэкспериментальной верфи. Только дочь человек абсолютно береговой (хотя тоже ходила с нами в детстве). И мне было приятно получить известие, что наша династия включена в памятную книгу пароходства. В 2000 году Иван Иванович году вышел на пенсию. Осел в Тюмени, но с рекой расстаться не смог и вот уже восемь лет трудится на Абалакском участке. Работы хватает и днём, и ночью. А после дежурства ветеран речного флота отдыхает в комнатке гостиницы. Условия здесь спартанские, но его такой образ жизни вполне устаивает. Ведь рядом река. Рядом его судно. Клара КУТУМОВА, фото Николая ЛОСКУТОВА | |
|